- Украине до сих пор не возвратили украденное Януковичем - из-за отсутствия стремления к этому. Страна изменилась, а ее руководители - нет. Наступают на те же грабли, что и предшественники. Не заинтересованы найти украденные деньги. Зато ищут воров, чтобы договориться о распределении украденного, - говорит общественный деятель 56-летний Андрей Сенченко.
- Прокуратура говорит, что мешают продажные судьи. Но процент мерзавцев в судебной, законодательной и исполнительной власти - одинаков. Генпрокуратура всегда торговала делами. За деньги их закрывали или не искали преступников. Не утверждаю, что это происходит сейчас, но рецидивы возможны.
В расследовании деяний бывшего режима не хватает только политической воли? Все правовые механизмы есть?
- За почти 2,5 года многое из доказательной базы утеряно. Режим Януковича активно работал с наличными деньгами, чтобы не оставлять следов. Но при современном уровне компьютеризации мировой финансовой системы можно найти и их. Украинским спецслужбам для этого не всегда хватает квалификации. Были предложения от разведывательных центров Великобритании, США. Это бизнес-структуры по розыску государственных средств. Предлагали даже не платить им сейчас, а взять процент от найденного и возвращенного. Украинская власть на эти предложения не отреагировала.
За четыре года режима Януковича Украина потеряла 70 миллиардов долларов, по данным Национального института стратегических исследований. Сколько нужно времени для возврата этих денег?
- Двух лет после Майдана должно быть достаточно. По крайней мере, за это время деньги могли арестовать и заморозить на счетах за рубежом.
В правительстве говорят, что возвратить замороженные 1,5 миллиардов долларов можно уже осенью, если сейчас принять закон о спецконфискации.
- Не верю украинской власти. Говорят о децентрализации, а протягивают особый статус оккупированных территорий Донбасса. А под судебной реформой - право на узурпацию судебной власти хотя бы на два года. Спецконфискация тоже мутная. Затронет не только беглецов. При желании, ее можно применить к любому. Поэтому она может стать инструментом политического террора.
Эти деньги можно вернуть. Но власть ничего не делает для этого. Только имитирует бурную деятельность.
Кто отвечает за это?
- Глобально - украинское общество. Потому что избрали такую власть. Также - президент. С его подачи назначен уже третий генеральный прокурор, с него и спрос.
Общественная организация "Трансперенси Интернешнл" и Минюст заявили, что осенью начнется заочный суд над Януковичем.
- Такой процесс должен быть, хотя преступники и недоступны физически. Тогда эти люди будут уже не обвиняемыми, а осужденными. И в будущем попадут в сети правосудия.
Многие из нынешних украинских политиков и деятелей, в конечном итоге, тоже пойдут под суд. Например, за контракт с Российской Федерацией на поставки электроэнергии в оккупированный Крым. За Иловайскую трагедию. Все материалы имеются.
Генпрокуратура РФ отказалась арестовать и выдать Украине Януковича. Как заставить Москву отдать его?
- Экономическим давлением. Янукович - разменная монета. Сейчас он живет в России, как в свое время страусы в его зоопарке. Путин - не вечен. Его преемники вряд ли захотят тянуть старый багаж. Будут искать выход из ситуации.
Бывшего нардепа от Партии регионов Юрия Иванющенко больше не разыскивает Интерпол, потому что Днепровский райсуд Киева закрыл уголовное дело относительно него. Почему так произошло?
- Из-за договорняков. Иванющенко в свое время рейдерски захватил рынок "7-й километр" в Одессе. До сих пор контролирует его и получает доходы. Немало друзей Иванющенко сидят на Банковой (на этой улице расположена Администрация президента. - ГПУ). Они выросли из Партии регионов. Их взгляды на жизнь и будущее Украины не очень отличаются. Просто у Иванющенко они с донецким колоритом. Народ в их понимании - "быдло". Должен работать с утра до ночи, платить налоги, которые потом они делят между собой. Сегодняшние от вчерашних ничем не отличаются.
Как оцениваете нынешнюю ситуацию в стране?
- Глубокий политический кризис. В Верховной Раде почему-то убеждены, что имеют устойчивое большинство и досрочных выборов не будет. Как пример приводят ситуацию в других странах, где большинство с преимуществом в один голос может работать весь срок. Это возможно, если их действия и законы поддерживают граждане. В Украине же полное недоверие к власти. Рейтинг доверия парламенту - четыре-шесть процентов.
Формирование правительства во главе с Владимиром Гройсманом не изменило ситуацию. Кризис только обострился. Добавилось и назначение Юрия Луценко генпрокурором. Нежелание расследовать оффшорные истории и черную бухгалтерию "регионалов" злит население и углубляет кризис. Вопрос в том, какой будет разрядка. Хорошо, если конституционной, в виде досрочных выборов.
Они могут состояться?
- Их не избежать. Чтобы выжить, президент вскоре будет вынужден сдать парламент. Распустить и начать процедуру выборов. Хотя он и понимает, что в следующем будет иметь гораздо меньше своих депутатов.
Какие основные ошибки допускает власть?
- Год тому назад посол одного европейского государства спросил - неужели я не вижу ничего позитивного в действиях власти? Ответил вопросом на вопрос - а вы что видите? Он задумался и ничего не сказал.
В чем можно упрекнуть международных партнеров?
- У каждой страны свои национальные интересы. Они никогда не совпадают на 100 процентов с нашими. Украиной руководят люди, не имеющие концепции построения государства. Поэтому суетятся между партнерами. Сами себя загнали в такую ситуацию. Надо слышать народ и понимать, чего он хочет. А партнерам четко говорить - мы строим страну, соблюдающую правила и международные соглашения. Но не надо навязывать нам рецепты, как действовать в той или иной ситуации. У нас для этого есть источник власти - народ.
В чем недорабатывает общество?
- В первую очередь - на выборах. Проблема украинцев - бесконечное желание чуда. Сначала Янукович говорил, что услышит каждого. Всем захотелось этого. Потом Порошенко заявил, что быстро закончит войну и 54 процента поверили. Если бы к выбору подходили с умом, а не эмоциями, вспомнили бы: Петр Алексеевич - один из основателей Партии регионов. Был министром экономики при Януковиче.
Посмотрите на нынешнюю Верховную Раду и на ее уровень профессионализма. Большинство депутатов даже не понимают политических, юридических, экономических терминов. Только ходят на телеэфиры и болтают по полученным темникам (темник - от слова "темы". Закрытые распоряжения власти средствам массовой информации, как подавать новости - какие именно, с какими акцентами. В этом случае - озвучивают заранее согласованные тезисы. - ГПУ). Профессионализма в правительстве Гройсмана меньше даже, чем в Кабмине Азарова. А жадность - одинакова.
Сейчас говорят, что нужны новые лица. Это значит, что наберут в списки совершенно неподготовленных людей. А старые будут стоять за ними и руководить дальше. Надо, чтобы к власти пришла команда специалистов, способная вывести страну из бедности и дать людям чувство безопасности. Говорю не только о войне, но и о медицине, преступности.
Какие настроения преобладают среди людей?
- Абсолютное недоверие к власти.
Каковы перспективы Украины - через год или полтора?
- Они зависят от граждан. Нужно добиться конституционного выхода из кризиса. Провести внеочередные парламентские выборы. А если надо, то и президентские. Конечно, чуда не случится. Мы не создадим одним махом патриотическую, честную и суперпрофессиональную власть. Но ближайшие лет 10 нам надо не бояться проводить выборы как можно чаще. В Италии после Второй мировой 40 лет они происходили через год-полтора. Так в политическом классе отбираются лучшие.
Сейчас в Верховной Раде есть 50-70 людей, понимающих, что происходит в стране, и имеющих собственное мнение. После следующих выборов их будет около 100.
Работал заместителем председателя Администрации президента
- Наиболее вероятный сценарий возвращения Крыма - смена власти в Украине. Ни Порошенко, ни Гройсман, ни сегодняшний парламент на это не способны. Они позиционируют Украину в мире как униженную. Пока в ней будут править торгаши, ничего не будет, - говорит Андрей Сенченко.
Он родился 1 ноября 1959 года в Симферополе. Учился в Ленинградском механическом институте. Работал на заводе мастером и инженером. Второе высшее образование - юридическое.
Был вице-премьером Крыма. Ушел в отставку в 1997 году. Занимался бизнесом.
В начале 2000-х - депутат Верховной Рады Крыма. Потом - народный депутат Украины пятого, шестого, седьмого созывов. После Революции достоинства несколько месяцев исполнял обязанности заместителя председателя Администрации президента. Отвечал за освобождение крымских заложников, выведение украинской техники, вооружения и военных с полуострова.
С осени 2014-го - председатель общественной правозащитной организации "Сила права". Занимается исками пострадавших от агрессии украинцев к Российской Федерации.
Женат, имеет сына.
Комментарии
1