вторник, 12 августа 2014 11:10

"Стоим на пороге возможных широкомасштабных военных действий"

 

- Россияне чувствуют себя в безопасности тогда, когда расширяются территориально. Потому что вокруг для них - все враги, их надо захватить и покорить, - говорит 48-летний Игорь Семиволос, руководитель Центра ближневосточных исследований.

Встречаемся на столичной Европейской площади. Идем в ресторан "Мафия" на углу. На первом этаже у барной стойки рассыпаны осколки разбитого стакана. Семиволос не замечает, наступает на них сандалиями на толстой подошве.

- Путин пытается реализовать сценарий, который воспринимается российским обществом.

Что это за сценарий?

- Продолжение войны с Америкой. Украина с точки зрения стратегической русской культуры – всего лишь объект, территория. А война идет между двумя великанами. Они не вышли из парадигмы холодной войны. Проиграв ее, россияне стремятся к реваншу.

Сейчас России это удается?

- Их правящий политический класс не воспринимает нас как отдельную нацию. Тогда возникает вопрос: где заканчиваются малороссы, а начинаются злые бандеровцы?

Россияне поняли, что не надо присоединять враждебно настроенные к ним территории. Существовал миф, что это четыре области - Волынь, Тернопольщина, Львовщина, Ивано-Франковщина. А Майдан разрушил этот миф. Оказалось, что бандеровцы есть и в Днепропетровске, Харькове. Даже на Донбассе. Это стало шоком для них.

При каких условиях возможно полномасштабное вторжение России?

- Путин пытается разыграть сценарий 2008 года, как с Грузией. Косовский прецедент создал условия для гуманитарной интервенции и объявления независимости Южной Осетии и Абхазии. Сейчас хотят сделать то же. Мол, на Донбассе - гуманитарная катастрофа. Поэтому Россия и созвала в прошлый вторник Совет безопасности ООН, чтобы потом ввести "миротворцев".

Совбез Россию не поддержал. Это сигнал о чем?

- Ни о чем. Ключевое для нее - создать для своего населения атмосферу, в которой возможно вторжение в Украину. Сейчас - не дать разгромить донецких боевиков. Тогда война завершится.

Что делать, чтобы победить?

- Украина была неофеодальным государством. Работали привилегии для политического класса. Война заставила их изменить. Политический класс, который пришел после Революции достоинства, понял: если не будут созданы новые правила игры, если они не откажутся от привилегий, то погибнут. Феодализм рушится.

Мы вынуждены очень быстро строить институты безопасности. Впервые в истории Украины - в условиях войны - начали заниматься армией. В процессе отсеиваются люди, занятые в этой системе. Война - лучший люстратор. Силовые структуры должны пройти через антитеррористическую операцию. Будем иметь легитимное основание, чтобы изменить состав и милиции, и спецслужб.

Когда закончится война?

- И пессимистичный, и оптимистичный сценарии я обозначил бы в пределах - до холодов. Активная фаза АТО должна завершиться тогда. Надо восстанавливать инфраструктуру - мосты, дома, отопление. Если это затянется на дольше, будет гуманитарная катастрофа. Что касается зачистки территорий, антипартизанской борьбы, подполья, бандитизма - это будет длиться еще несколько лет.

Как давить на Кремль? Санкции помогут?

- Много говорили, что третий уровень санкций - это скорее угроза, чем реализация. Но после того, как сбили малазийский боинг, общественное мнение в Европе изменилось. Это стало переломным моментом для ввода третьего уровня санкций. Их будут усиливать. Потому что видят - Путин не реагирует. Напротив, пытается отбиться и ввести свои санкции. Это будет подталкивать противоположную сторону к усилению экономического давления. У Путина может возникнуть ощущение, что ему нечего терять. Попытается реализовать сценарий прямого вторжения. Запад этого боится, потому что, по большому счету, никто не хочет начинать новую мировую войну.

Мы стоим на ее пороге?

- Мы стоим на пороге возможных широкомасштабных военных действий.

При каких обстоятельствах Путин может отступить?

- Он далеко зашел. Если проскочить перекресток, то вернуться в одностороннее движение не можешь. Идея об аннексии Крыма - это перекресток, который проскочили. Если бы Путин был умнее или эта идея фикс, что "Крым наш", не так доминировала, то они повесили бы Крым, как груз, на ноги Украины. Это была бы проблема, с которой мы должны были бы постоянно что-то делать. Они обеспечили бы его независимость, нагнали те же войска, но формально он был бы с неопределенным статусом. Аннексируя Крым, Москва рассчитывала на другой сценарий. Думали, после этого смогут быстро захватить другие территории. Не учли, что украинская армия останется верна Украине и будет стоять в Крыму на протяжении месяца. Россия не смогла развить наступление на материковую часть страны, имея в тылу украинские войска.

В чем просчиталась Москва?

- В природе украинского народа. Если раньше мы были меньшинством, сопротивляющимся русской экспансии, то теперь в меньшинстве - часть "русского мира" на территории Украины.

Существует понятие - быстрое изменение социального порядка. Это происходит через насилие. Идет не просто смена лиц, а смена символов. Вот почему часть "русского мира" так испугалась ленинопада. Сегодняшняя война разрушает советские мифы. Раньше считали, что быть бандитом - классно. А сейчас популярны военные, люди хотят быть похожими на них. Позитивный герой, который помогает армии, становится примером.

Наши политики готовы становиться позитивными героями?

- Они почувствовали, что общество требует этих героев. Например, нужно давать деньги на армию. И начал это олигарх Коломойский.

Как жить по соседству с агрессором?

- Проблема России в том, что она не может реализовать идею империи без Украины. Наш успех станет четким сигналом, что курс Кремля ошибочен. Он будет означать проигрыш Путина. Сегодня у них прогнозируют приход к власти националистов. Недаром Путин, выступая на открытии памятника Первой мировой войне, заявил, что тогда у России украли победу. Россия живет прошлым. Воспитывает поколение на том, что можно вернуть вспять историю, переиграть.

Украина постоянно будет под прицелом России?

- Спустя некоторое время они будут под нашим прицелом. Стоит подождать, когда Россия станет пустой, и наполнить ее новым содержанием. Сегодня Российская Федерация держится на реваншизме. Если эта идея проиграет, то у нее ничего не останется. Украине нужно сделать так, чтобы россияне проиграли.

Россия может распасться?

- Это огромное, плохо управляемое пространство. Держится благодаря авторитаризму. Этот стиль руководства рано или поздно приводит к монополизации всего и коллапсу.

Как нам защищаться?

- У Украины нет других союзников, кроме Запада. Надо укреплять отношения с США, договариваться с немцами. Работать с французами.

История отношений между Европой и Россией имеет серьезную глубину. Украины там не было. Нужно время, чтобы Киев стал субъектом международных отношений. Этот процесс происходит на наших глазах. Будет длиться годами. Успех будет зависеть от украинской дипломатии, информационной политики.

Какие шаги нужны, чтобы ускорить это?

- Нужно выиграть войну. Сначала на Донбассе, потом - в Крыму.

Когда вернем полуостров?

- В 1914 году началась Первая мировая война. В 1917-м развалилась Российская империя.

Ждать три года?

- Думаю, процесс ускорится. Санкции могут привести к краху России.

50 видов кактусов выращивает дома Игорь Семиволос. Держит их на балконе. Первый кактус нашел на мусорнике.

Говорит на иврите

Игорь Семиволос родом из Запорожья, по первому образованию - агроном. На востоковеда выучился в Московском университете им. Ломоносова. Работает директором неправительственной организации - Центра ближневосточных исследований. Живет за средства международных грантов. Исследовал культуру народов Ближнего Востока, мусульманских общин Европы. В 2009-м в соавторстве издал книгу "Ислам и политика идентичности в Крыму".

- Никто не мог представить, что в XXI веке страна, которая гарантировала нам территориальную целостность, аннексирует Крым, - говорит. - Не верил до последнего момента.

Любит велосипедные путешествия по Украине. Говорит на английском и на иврите.

Жена 41-летняя Ольга рисует картины в стиле фэнтези. Сын 18-летний Роман учится на переводчика с немецкого. Есть дочь 12-летняя Анастасия.

Сейчас вы читаете новость «"Стоим на пороге возможных широкомасштабных военных действий"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

4

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть