В кабинете первого заместителя секретаря Совета нацбезопасности и обороны 57-летнего Степана Гавриша на полках расставлены фото его маленьких сыновей Луки и Марка и их рисунки. Но нет ни одного изображения двух взрослых дочерей от первого брака — Татьяны и Марьяны. С ними он не общается.
— Это был их выбор, — вздыхает Степан Богданович. — Одна из дочерей работает в Министерстве юстиции, другой я оставил свою юридическую фирму в Харькове.
Рассказывает, как в 1998 году попал в автокатастрофу, и шансов выжить было мало. Первая жена бросила его. О Гаврише начала заботиться референтка Инна, младшая на 20 лет, на которой он позже женился.
Во время разговора сдерживает эмоции и практически не жестикулирует. Взвешивает почти каждый ответ.
— Мне здесь интересно работать, — говорит о нынешней работе. — Потому что мы готовим стратегические решения, которые в основном адресованы Кабинету Министров. Он, во главе с премьером, должен быть благодарным нам за работу. В любой другой стране такое правительство под давлением политического и экономического кризиса уже бы дважды сменилось. Но наше упрямо борется за стартовую избирательную площадку и, кажется, победило в этом плане. Сейчас все правительственные ресурсы находятся под контролем одной политической силы — БЮТ.
Иногда вы вынуждены говорить не то, что думаете о политике правительства.
— Ситуация бывает намного хуже, чем ты можешь сказать. Но все это я оставлю для своих будущих политических романов.
Находясь сейчас в команде президента, не чувствуете ли себя неудобно из-за того, что за год назад говорили: "Ющенко проводит политику, когда клубом принятия решений является своеобразная семья, нашпигованная, как украинская колбаса, кумами, родственниками и родственниками родственников"?
— И я, и президент прошли свой путь. Это сложная тема, — на несколько секунд задумывается. — Но Ющенко сейчас единственный, кто отстаивает национальные интересы. Тогда для меня это было неочевидно. А когда мы встретились, то я увидел перед собой глубокого, сильного и одновременно незащищенного человека. У меня тогда создалось впечатление, что мы не можем наговориться. Я высказал свою точку зрения, где вижу себя в системе политики президента.
Вы сказали, что хотите быть судьей Конституционного суда?
— Разговор об этом был, но я просил президента не делать этого. Он согласился. Я считал, что еще не исчерпал себя в украинской политике. Понимал, что Конституционный суд сформирован по партийно-политическому принципу и не сможет обеспечить стабильность. И до сих пор он не изменился.
Сейчас в БЮТ и Партии регионов говорят, что состав Конституционного суда нелегитимен.
— Сейчас он, как минимум, окажется в центре острой политической борьбы. Цель двух крупнейших политсил — договориться о распределении электорального поля и перенести основную борьбу за власть на будущее. А уже теперь сделать невозможным выход во второй тур президента Виктора Ющенко. Сейчас у него низкие рейтинги. Он существенно потерял и в парламенте, и среди ключевых элит. Но на сегодня остается единственным лидером, способным выполнять функции национального лидера. Борьба за президентское кресло будет чрезвычайно острой, но приведет к власти политика, который не будет иметь поддержки большинства избирателей. Это будет лидер меньшинства. Ему придется подписывать тяжелые кризисные союзы со вчерашними оппонентами.
Имеете в виду Януковича и Тимошенко, у которых сейчас самые высокие рейтинги?
— Я не хотел бы называть фамилии. Большинство может быть или сфальсифицированным, или украинцы выберут меньшее зло. В этом таится большая опасность для будущего страны.
То есть Виктор Ющенко не станет во второй раз президентом?
— Достичь такого преимущества, как в 2004 году, точно не удастся. Однако Ющенко остается реальным и достаточно непрогнозируемым игроком в украинской политике. Все будет зависеть от того, сможет ли он за короткий срок вернуть к себе доверие. Есть глубокое разочарование и недовольство им, но это дает ему шанс на новый диалог. Президент пока еще ограничивается комментариями. В частности, относительно обсуждения в обществе его Конституции.
Янукович назвал это "пропагандистским шагом, чтобы лишний раз о себе напомнить".
— Мы так привыкли к взаимным обвинениям, что не стоит уже на них обращать внимания. Президент действует правильно и открыто говорит о своей политической программе. Показывает себя как европейского либерала, который борется не за власть, а за ценности.
Проблема в том, что Ющенко — человек будущего, он опередил свое время
За счет чего Ющенко сможет изменить неблагоприятную для себя ситуацию?
— У него есть один шанс — выступить лидером определенной национальной идеи и бороться за общие для украинцев ценности. Проблема в том, что Ющенко — человек будущего, он опередил свое время. В связи с этим у президента глубокий психологический кризис — в частности и с ключевыми элитами, которые являются одновременно пророссийскими и проевропейскими и часто пытаются использовать российский фактор, чтобы завладеть властью.
Что за пять лет президент выполнил из своей программы "10 шагов навстречу людям"?
— Всего не выполнил из-за ряда проблем и конфликтов, которые и зависели, и не зависели от него. Нужно учесть и то, что он носил в своем теле яд, в 50 тысяч раз превышающий возможную совместимую с жизнью дозу, что не могло не влиять на его политику. Я уважаю его за мужество и за то, что он ни разу не продемонстрировал слабость. Но ему нужна была более прагматичная команда.
Если президентом станет Янукович или Тимошенко и предложит вам остаться на этом посту, согласитесь?
— Если это будет в интересах государства, приму предложение. В связи с тем, что власть будет у меньшинства, будет и много конфликтов. Максимум через два года могут пройти повторные парламентские и президентские выборы. И это уже будет полная перезагрузка политических элит, поскольку есть два направления развития Украины: в Европу или в Россию. Москва хочет восстановить империю путем демонстрации силы. Мы наблюдаем нарастание сдержанности Запада в этом вопросе. Хотя все понимают, что фактором безопасности в этом регионе является не только Россия, но и Китай, Индия и Пакистан. Экспорт Китая — первый в мире, составляет почти 600 миллиардов долларов. Именно этот фактор через год-два будет играть ключевую роль. Обслуживать огромные ядерные арсеналы России будет чрезвычайно сложно, если она станет осуществлять политику воюющей стороны. Однако в ближайшее время ситуация не выровняется, потому что этого не хочет российская власть.
А после президентских выборов?
— Перезагрузка через президентские выборы практически ничего не изменит. К власти не придет человек, который будет проводить лишь пророссийскую политику. Это невозможно. Даже если кто-то будет обещать, то не сделает, потому что большинство украинцев этого не поддержат. Для них сейчас важнее всего три вещи: свобода, свободная и честная конкуренция и борьба за свои права и справедливые законы.
Кроме свобод и прав, украинцы сейчас борются за выживание. Два года назад вы говорили, что если к власти придет Тимошенко, нас ожидает экономический кризис.
— Мы живем в кризисе, хоть нам и говорят, что у нас во рту халва, но от этого не слаще.
Но премьер заявляет о росте валового внутреннего продукта.
— Это манипуляции статистикой: приравнивается месяц к месяцу, а не год к году. Главное то, что цена потребительской корзины стремительно растет. Поэтому оптимизм, который демонстрирует премьер-министр, — позитивный фактор, но за этим скрывается сложная ситуация. Она намного хуже, чем мы читаем в статистических показателях официальных источников.
1952, 2 января — Степан Гавриш родился в селе Олешев на Ивано-Франковщине
1976 — закончил Харьковский юридический институт
1994 — президент юридической фирмы "Инюрполис"
1998 — народный депутат, член фракции Народно-демократической партии
2000 — заместитель председателя Верховной Рады
2002 — народный депутат, лидер депутатской группы "Демократические инициативы"
2004 — представитель кандидата в президенты Виктора Януковича в Верховном суде, член Высшего совета юстиции
2007 — первый заместитель секретаря Совета нацбезопасности и обороны
Второй раз женат. Имеет двух дочерей, двух сыновей и двух внуков
Комментарии
8