В столичный Апелляционный суд 7 марта пришла нардеп от "Батьківщини" Александра Кужель. Давала показания по делу убийства народного депутата и донецкого предпринимателя Евгения Щербаня. Это случилось в 1996 году. Тогда Кужель была депутатом парламентской фракции Щербаня "Социально-рыночный выбор". Сейчас она соратница Юлии Тимошенко, которую обвиняют в заказе убийства этого бизнесмена.
Депутат попросила разрешения у судьи давать показания на русском. Начала с рассказа о знакомстве со Щербанем.
- Женю было невозможно не заметить, - говорит Александра Кужель, 59 лет. — Он сильно отличался от наших, тогда еще советских, мужчин. Был с легкой небритостью. Часто шутил, рассказывал анекдоты. В 1996 году он всех нас ошарашил. Подсел ко мне на фракции и сказал: "Мне надо на время уехать, меня хотят убить. Я поеду в Америку". Потом мы с ним долго не виделись. И вот как-то встретились в "Борисполе". Я спрашиваю: "Женя, почему ты не в Америке?" А он: "Понимаешь, я не могу оставить Руслана (своего младшего сына Руслана Щербаня. - "ГПУ"). Ему не дают визу в Штаты. Я этим занимаюсь". Буквально через несколько дней мы узнаем, что его не стало.
Кужель замолкает, опускает глаза:
- Для всех это был шок. Очень наглое убийство. Говорили, будут еще убивать. Даже на похоронах было жуткое ощущение.
Нардеп рассказала, что Евгений Щербань дружил с тогдашним губернатором Донецкой области Владимиром Щербанем. Но незадолго до смерти предпринимателя они поссорились. На этом свидетель сделала акцент.
- Евгений вел Владимира во власть. Но вот в сентябре 1996 года Щербань снимает с должности главы фракции Владимира и предлагает на нее Марчука (Евгений Марчук - бывший премьер и руководитель СБУ. - "ГПУ"). Потом он планировал вести Марчука и в президенты. Это, конечно, обидело Вову. Он вышел, и больше мы его на фракции не видели.
Кужель 10 мин. говорит о тогдашних взаимоотношениях Щербаней. Говорит, экс-губернатор был неприятный человек.
- Мы тогда на фракции сделали выводы, что это убийство политическое, а не экономическое. Ведь вы поймите, Щербань был самым влиятельным и богатым человеком, - выкрикивает депутат. - У него не было проблем в бизнесе, а тем более с ЕЭСУ Тимошенко. Женя просто впервые влез в публичную политику.
- Какую роль тогда играла Тимошенко? - спрашивает защитник экс-премьера Александр Плахотнюк.
- Да никакой, - удивляется Кужель. - Я ее вообще первый раз увидела на 50-летии Жени. Она тогда с мужем пришла. У нее на плечах была шубка такая накинута, а там все-таки опера, все разодетые. Оная тогда, извините, серой мышкой была.
- Кому Щербань еще говорил, что собирается уезжать в США? - спрашивает прокурор Лилия Фролова. Она вела "газовое дело" Тимошенко, по которому бывшую главу правительства приговорили к семи годам тюрьмы. Тогда прокурор заплетала косу вокруг головы. Сейчас темные волосы распущены.
- Послушайте, я не была любовницей Щербаня, не была женой, другом, - срывается на крик Кужель. - Как я могу знать?
Переступает с ноги на ногу, размахивает руками.
- Понятно, - фыркает прокурор. - Сколько людей было на праздновании 50-летия Щербаня?
- Я не считала, - улыбается Кужель. - Там все было по-богатому. Я тогда собой любовалась, пришла в красивом платье. Для меня это все было впервые.
- Почему вы решили, что на праздновании не было врагов? Что Тимошенко, которая там была, не была врагом?
- Для врагов, знаете, это фуршеты в Верховном Совете.
Прокурор включает на телефоне режим "зеркало". Разглядывает себя. Судья объявляет перерыв на 20 мин. Кужель на плечи набрасывает шубу, спускается во двор. Выкуривает папиросу и возвращается в зал.
- Какие отношения были между Лазаренко и Тимошенко? - спрашивает прокурор.
- Я что, бабка-повитуха? - возмущается Кужель. - Вы спросите, с кем живет Янукович. Не знаете? Я тоже не знаю.
- Абсолютно солидарен, - слышен мужской голос из зала. Собравшиеся смеются.
Александра Кужель дает показания 3 часа. Судья закрывает заседание. Когда следующее и кого еще будут допрашивать, не говорит.
Комментарии
7