Саммит Украина – ЕС за полсуток до начала неожиданно перенесли из курортного города Эвиан во французскую столицу. Он состоялся в Елисейском дворце.
Улыбаются международной прессе часовые. Атмосфера неожиданного праздника захватила не только политических лидеров, которым чудом удалось не опоздать на итоговую пресс-конференцию.
— Новое соглашение Украины с Евросоюзом не закрывает и не открывает ни одного пути, — так Николя Саркози, 53 года, воспринимает возможность предоставления Украине перспектив членства в ЕС. "Это как та загадка о стакане воды, — комментирует польский коллега. — Он полупустой или полуполный?"
Президенты Украины и Франции Виктор Ющенко и Николя Саркози и президент Европейской Комиссии Жозе Мануель Баррозу выглядят одинаково загорелыми и довольными. Последние два накануне побывали в Москве, где имели переговоры с российским руководством относительно событий в Грузии. "В какой-то момент Саркози ухватился за вещи, резко поднялся и стал делать вид, будто уходит. Тогда Дмитрий Медведев его задержал, и переговоры тронулись с места", — тихонько рассказывает один французский чиновник другому.
Европейская делегация задержалась в России почти на полсуток, потому и саммит срочно перенесли в Париж. Благосклонные к Украине экспертные круги запаниковали. Неожиданное изменение программы в дополнение к конфликту в украинских верхах никоим образом не улучшало и без того не слишком радужные украинские перспективы.
Однако Евросоюз таки пошел на заметные уступки. "Именно Франция убедила других членов ЕС поставить в итоговом заявлении саммита утверждение о принадлежности Украины к общему европейскому историческому и культурному пространству", — рассказал участник переговоров с французской стороны. — Только после этой фразы состоялось множество согласительных заседаний. Согласие некоторых стран пришлось выдирать, как зубы мудрости".
— Мы понимаем, при каких обстоятельствах сейчас ведем диалог. Это не лучшие времена говорить на эту тему, как в рамках ЕС, так и ситуации в регионе. Мы терпеливы и высоко ценим то, чего достигли. Это абсолютный успех, — заверяет 54-летний президент Украины Виктор Ющенко.
Если каждые переговоры с Россией воспринимают на Западе, как угрозу собственному энергетическому комфорту, то украинский вопрос кажется такой себе запутанной шарадой. Как ответить "нет", чтобы оно смахивало на "да"? И в то же время не слишком убеждало в радужных перспективах. Путь, который не открыт и не закрыт, является в этом смысле удачной формулой.
Ощущение откровенного облегчения не исчезает с лиц трех лидеров на протяжении пресс-конференции, которая длилась час, как и обещали. К такой пунктуальности Елисейского дворца не слишком привычны даже французские журналисты.
В завершение Жозе Мануель Баррозу вспоминает Россию.
— Нам не нужны холодные войны, — отмечает. — Но понадобится много хладнокровия.
— Или терпения, которому украинцев научила история, — тихо добавляет один из украинских дипломатов.
Комментарии