— Назревает революция. Чем больше будут терзать людей, чем больше ошибок сделает действующая власть, тем скорее наступит ее кончина, — говорит 48-летний Николай Грабарь, адвокат и кандидат в президенты на выборах 2004-го.
Николай Федорович из-за занятости перенес интервью на выходной день. Встречает у подъезда своего дома около центра Киева. Энергично шагает к лифту. В 3-комнатном помещении на девятом этаже живут также его жена, дочь и внуки.
Садимся в гостиной. Комнату украшает муляж камина. Николай Федорович угощает кофе с печеньем. Приносит две бутылки пива "Оболонь".
Возможен ли другой сценарий развития Украины?
— Он хуже, чем революция. Лет через 10 население сократится на четверть. Потому что до 55 лет женщины с грехом пополам доживали, а теперь им нужно доработать до 60. Часть людей просто вымрет, а остальные будут вынуждены пойти к власти на работу. Им же нужно лакеев, рабочих или менеджеров иметь.
Надеяться, что кто-то что-то изменит — не стоит. Люди сами должны наконец прозреть и выйти из этого дурмана и обалдения.
Какими средствами влияют на людей?
— Каждый третий взял кредит в банке. Украину фактически поработили кредитованием. Как человеку выходить на Майдан и там стоять, когда нужно зарабатывать деньги и отдавать кредит? В Америке списывают задолженность или на 50 лет реструктуризируют. У нас такого не будет, потому что представители банков есть в Верховной Раде.
Сейчас власть хочет захватить последние свободные вещи — землю и коммунальную сферу. Готовят законопроект, чтобы льготники платили налог на землю. Другим законом обяжут все многоэтажки перейти на Объединение совладельцев многоквартирных домов. Ими будут управлять управляющие компании, условно говоря миллиардеров Коломойского, Ахметова. В Жилищном кодексе сказано: если один из членов ОСМД имеет долг по коммунальным услугам, компания может забрать его собственность. Пробный камень уже запустили — во Львове за долг в 10 тысяч гривен выбросили на улицу семью с шестью детьми.
Во власти или оппозиции есть люди, которые могли бы сломать нынешнюю систему?
— Дон Кихотов в политике почти не осталось. Самая распространенная причина, по которой идут во власть, — заработать деньги. За определенную сумму ты можешь получить титул "заслуженный юрист". При прошлой власти должность главы райгосадминистрации стоила от 150 до 350 тысяч долларов. Индустриальный "хлебный" район стоит дороже, сельский — дешевле. Имеешь деньги — вхож в партийные списки. Первые 30 мест распределяют между приближенными и интересными лидеру. Остальные — за деньги.
После выборов верхнее звено во власти меняется, но другие находятся в одном гнезде, как осы. Они внутри ж-ж-ж, — Грабарь крутит руками. — Хотят ужалить друг друга, но осы себя не жалят. А мы с вами избираем то одну, то другую осу. Система будет делать все, чтобы нормальные люди не проявили себя в политике, и будет выталкивать наверх своего "лидера". В так 2004 году власть удачно развела народ со своими кандидатами Януковичем и Ющенко. То же повторили на последних выборах.
Молодые политики способны сохранить независимость от системы?
— Место сидения предусматривает способ мышления, — Грабарь делает паузу, потом продолжает. — Буду давать оценку тем фактам, к которым лично причастен. Приходил к Тягнибоку на последних парламентских выборах. Сидел с ним в кафе на улице Житомирской и говорил: "Олег, я готов быть у тебя в команде". Он думал, что я пришел с определенным "кэшем", с предложениями. Ответил, что я — человек небедный, но лишних денег у меня нет.
Откуда у "Свободы", которая живет за счет членских взносов, столько средств? Такие партии раскручиваются лишь тогда, когда это выгодно финансово-олигархическим кланам. В свое время Виктор Балога поддержал их.
Для чего было Балоге поддерживать Тягнибока?
— Чтобы противодействовать БЮТу на выборах мэра Киева в 2008 году и сохранить на этом посту Леонида Черновецкого. Теперь Тягнибок выгоден правящей партии. "Свобода" должна распылить оппозиционное движение. Будет конкурировать с БЮТ, "Фронтом змін", и они никогда не объединятся. А народ не будет понимать вообще, что делать.
Какая наибольшая проблема наших лидеров?
— Я возражал и Ющенко, и Тимошенко. Первая их реакция — оторопь. Они этого не понимают. Думают: "Как ты можешь себе такое позволять? Тебя приблизили к телу, должен быть благодарен. Только лидер знает, как нужно делать! Он — от Бога". После этого ты становишься им неинтересен.
Где искать политиков и чиновников новой формации?
— Я всегда предлагал брать на должности лишь по результатам конкурса. Потому что за какие заслуги ставят на высшие должности детей чиновников? Заместителем министра назначали 29-летнего сына Анны Герман — за что?
Как оценивают дело Тимошенко в адвокатской среде?
— С точки зрения процесса и ее отношения к суду как институции, я считаю поведение Тимошенко неправильным. Называя себя лидером оппозиции, она должна быть образцом. В глазах людей она больше выиграла бы, если бы соблюдала требования уголовно-процессуального кодекса, а за пределами суда представляла свои интересы шоуменским способом. Хотя, как бывший прокурор и нынешний адвокат, утверждаю: судейская система построена так, что заинтересованные лица могут сгноить человека в тюрьме. Оправдать его будет нереально. Должна вмешаться третья сила.
Кто эта третья сила, которая руководит судами?
— Есть несколько центров влияния: советники президента из Администрации, Высшая квалификационная комиссия судей во главе с Сергеем Киваловым и Высший Совет юстиции во главе с Владимиром Колесниченко. Работа адвокатов максимально усложнена командой советника президента Андрея Портнова, который готовил судебную реформу. Придумали через суд ограничивать срок для ознакомления с делом. То есть никому не нужно, чтобы вы могли себя защитить. Ты говоришь суду очевидные вещи, ссылаешься на очевидные статьи — в лучшем случае судья слушает, в худшем — перебивает. И ничего не сделаешь, закон как дышло. А свои интересы они защитят при любых условиях.
Судебную систему можно спасти?
— Я предлагал выборность судей — так же, как избирают депутатов. Эту систему поддерживает Юлия Тимошенко, а теперь начала соглашаться и команда Виктора Януковича. Это не сложно сделать по принципу многомандатных округов. Например, регистрируют желающих на три места от района, люди голосуют и три победителя становятся судьями.
В политику возвращаться не собираетесь?
— Без денег не вернешься. Есть немало предложений от сомнительного капитала. Но взять сумму и стать рабом — меня не устраивает. Возможно, на определенном этапе найду единомышленников, которые бы имели чистые деньги.
Сколько нужно для раскрутки партии?
— 2–3 миллиона долларов. Если бы имел их, потратил бы на политические проекты, чтобы открыть людям глаза. И вот так подкладывать каждому спички, — показывает, будто вставляет в глаз спичку.
19 675
Столько избирателей проголосовало на президентских выборах 2004 года за Николая Грабаря. Это — 0,07% голосов. Занял 12-е место из 24 кандидатов.
Предложил сделать депутатов неприкосновенными
Николай Грабарь закончил университет им. Тараса Шевченко. Работал в столичной прокуратуре. Трижды становился депутатом Киеврады. Нардеп второго созыва.
— Я — единоличный автор 80-й статьи Конституции (гарантирует народным депутатам неприкосновенность. — "ГПУ"). Мне говорят: "Ты натворил беды". Мы с Сергеем Головатым за барки хватались в зале, когда я с третьей попытки убедил депутатов проголосовать за неприкосновенность. А представьте себе ситуацию, если бы они не имели неприкосновенности. Люди, которые занимаются политикой, что бы с ними было? Мы даже не можем себе представить, как бы это переломило ход истории.
Грабарь зарабатывает адвокатской практикой. Также имеет санаторный бизнес в Закарпатье.
Жена Мария — заместитель директора юридической фирмы. Воспитали двух дочерей. Имеют трех внуков.
Комментарии
63