Кабинет народного депутата Украины от Партии регионов 44-летнего Тараса Черновола расположен на восьмом этаже комитетов Верховной Рады. Он называет его "титаником". Здесь окна круглые — похожие на большие иллюминаторы. На стене за нардепом висит вышитый портрет его отца — Вячеслава Черновола. В помещении слышен запах табака.
— Где моя пепельница? — "регионал" достает папиросу.
Говорит, что обычно его стол завален бумагами. Помощница поубирала, и он не может разобрать, где что лежит. Снимает пиджак и вешает на спинку кресла.
Партия регионов вышла из процесса подготовки изменений в Конституцию?
— Нет. Не было того, что нам постоянно приписывали. В Секретариате президента рассказывали: якобы мы хотим поддержать вариант Конституции Юлии Тимошенко. Хотя мы относились к нему скептически. А в БЮТ в какой-то момент нас начали обвинять, что мы готовы продаться главе государства и поддержать его изменения.
Но у нас есть своя позиция: нужно завершить конституционную реформу по вопросу местного самоуправления. Остальные — технические моменты. Например, контрассигнация — акты президента не вступают в силу, пока их не подпишет премьер и ответственный за их выполнение министр.
Юлия Тимошенко выступает за сильного премьер-министра, а Виктор Ющенко — за усиление президента. Какая позиция у Партии регионов?
— Я вам завидую, что вы все понимаете. Я ничего не понимаю. Как глава государства может выступать за диктаторски сильную власть, когда понимает, что шансов остаться на этом посту у него приблизительно столько же, сколько увидеть свои уши без зеркала? И как Юлия Тимошенко может выступать за минимальные полномочия президента, если она планирует занять эту должность? За этим кроется много "подковерных" вещей.
Действительно ли собирается Виктор Ющенко спокойно пройти процедуру передачи власти и проиграть выборы? А не хочет ли он сделать так, чтобы выборы не состоялись? Зачем усиливать власть главы государства для своего в настоящее время самого ожесточенного врага?
На самом ли деле Юлия Тимошенко планирует менять Конституцию? Является ли это фактором шантажа президента? Может, Партии регионов делали предложения относительно изменения Основного закона с единственной целью: начать процесс, а в определенный момент прибежать к главе государства и сказать: "Смотри, первое чтение прошло, Конституционный суд прошел, а 300 голосов у нас есть. Или ты сейчас делаешь такие-то уступки, или я вместе с Партией регионов тебя уничтожаю". Договорится с ним, а потом выбросят нас фактически на мусорник и таким образом разыграют очередной козырь, как это было с Законом "О Кабинете Министров".
Кое-кто из ваших коллег по фракции говорил, что общий проект Конституции БЮТ и Партии регионов был почти полностью согласован.
— Не было общего проекта. Был документ, который задекларировал БЮТ. Мы согласовывали основные принципы. Но мы - сторонники парламентско-президентской республики, а не исключительно парламентской. При нынешней ситуации в Украине полностью устранить такого арбитра, каким должен быть президент, немножко рановато.
Черновил на протяжении разговора выкуривает несколько папирос. Говорит, что Тимошенко постоянно жалуется: ей якобы мешает работать Секретариат президента. Замечает, что премьер Янукович работал, а не сетовал. Хотя и имел достаточно жесткое противостояние с Ющенко. Добавляет: эта игра выгодна Тимошенко — чтобы потом снять с себя ответственность за провалы в управлении.
Бывший министр обороны Анатолий Гриценко недавно рассказал о разговоре с Виктором Януковичем. Якобы ваш лидер говорил, что согласился на досрочные выборы в прошлом году в результате договоренности с Виктором Ющенко о создании широкой коалиции и избрании следующего президента в парламенте.
Поздно вечером к нашим прибежала Тимошенко
— Предложение избирать главу государства в Верховной Раде озвучил Янукович еще в 2006 году. Мы официально предложили это Ющенко. Однако он тогда верил в свой бессмертный рейтинг и от этой идеи отказался.
А теперь, когда у него низкий рейтинг?
— В настоящее время это актуально. Тогда мы искали способы какого-то объединения — выступали за широкую коалицию, подписали коалиционное соглашение. Ожидали, что утром выйдет представитель от "Нашей Украины" и зачитает объявление о создании коалиции с Партией регионов. Вместо этого из сессионного зала исчезли все ответственные "нашеукраинцы". А вернулись в последнюю секунду, когда на трибуне появилась Юлия Тимошенко и зачитала второй вариант коалиционного соглашения.
В тех обстоятельствах мы готовы были идти на уступки, в том числе и по должности премьера, и по должности президента. Теперь думаем немножко иначе.
Но в настоящее время Партия регионов в оппозиции и вообще не имеет власти.
— А у кого она есть? Вы видели голосование в Верховной Раде? У коалиции — 195 голосов. Ее нет. И мы сегодня даем им это почувствовать.
Пока формально еще существует большинство, мы никаких переговоров о новой коалиции не будем вести в принципе. Если будут предложения по новой коалиции с суперкрайними требованиями, на это тоже не пойдем. Наше предложение: временно перейти к ситуативному большинству.
"Регионы" готовы работать в большинстве под правительством Юлии Тимошенко?
— Пока да. Это будет короткий период.
А что дальше?
— Потенциальные партнеры поймут, что лучших вариантов нет и что нужно идти на переговоры без предварительных условий. Тогда можно будет создавать другой формат коалиции. Сейчас психологически та же "Наша Украина" к этому не готова.
Развал коалиции может быть выгоден президенту?
— Это козырь в войне против премьера. Это окончательное лишение Тимошенко возможности дожать или дошантажировать коалицию, чтобы дала достаточное количество голосов по вопросу той же приватизации или Фонда государственного имущества.
Временные преимущества для президента — ослабление парламента, лишение правительства возможностей через Верховную Раду проводить для себя полезные решения и переведение максимального круга вопросов в ручной режим под управлением самого главы государства и его секретариата.
Вы говорили, что наступили на грабли, когда приняли в январе 2007-го Закон "О Кабинете Министров". Почему?
— Утром по нему состоялись переговоры трех человек: президента, премьера и спикера — Ющенко, Януковича и Мороза. Тяжелый, говорят, был разговор. Договорились, что часть поправок главы государства учтут. Но это еще не было окончательное решение.
А поздно вечером к нашим прибежала Тимошенко. Настойчиво убеждала: давайте не будем идти на уступки. Не идите! Вы получите полные полномочия. Следующие выборы будут через четыре года. Увидим, кому отдадут преимущество люди. Может, данный закон будет для вас, может — для нас. Я поддерживаю вашу идею, что нужно сокращать власть президента. Должна быть парламентско-президентская республика. И убедила. Мы не учли одного старого принципа: "Не верь данайцам, которые приносят дары ". Очевидно, с самого начала это был один из шагов, чтоб в конечном итоге добиться роспуска парламента.
Тарас Черновил вспоминает, как задолго до выборов президента 2004 года его рассматривали как возможную альтернативу Виктору Ющенко.
— У меня были большие политические амбиции. В 2001-ом один раз поддался этой заразе и начал расписывать план действий, чтобы стать главой государства. Потом в какой-то момент понял, что это пахнет грязью. Когда это оценил, решил плюнуть. Есть несколько вещей, которых я не хочу в жизни: быть президентом, премьером или председателем Верховной Рады.
Знаю во Львове двух местечковых политиков, которые составили себе план на жизнь. И у обоих конечным пунктом является стать президентом Украины. Один — где-то там в областном совете, второй — в городском.
1964, 1 июня — Тарас Черновил родился во Львове
1988 — главный редактор газеты "Молодая Украина"
1988 — член Украинского Хельсинского союза и один из основателей Союза независимой украинской молодежи
1990 — депутат Львовского областного совета
1991 — заканчивает биологический факультет Львовского университета им. И. Франко
1998 — советник председателя Народного руха Вячеслава Черновола
2000, 2002, 2006, 2007 — избирается народным депутатом Украины
2004 — в третьем туре возглавляет избирательный штаб кандидата в президенты Виктора Януковича
Женат, имеет троих сыновей
Комментарии