Народный депутат от "Нашей Украины" Руслан Князевич, 32 года, ежедневно ходит на заседания Конституционного суда. Делать это его уполномочила парламентская фракция. На прошлой неделе под КС его вместе с другими нардепами из оппозиции побили милиционеры.
Князевич говорит, что заявления об избиении не писал. Закатывает рукав рубашки и показывает кровоподтеки.
— Они били без разбору, — говорит. — Несмотря на то что люди показывали депутатские удостоверения и значки. Им говорили: "Вы бьете народных депутатов". А они кричали, что было указание бить всех, не перебирая. ОМОН был из Крыма. Они говорили: "Мы вас здесь, в Киеве, не знаем, потому будем бить всех".
А другие оппозиционеры писали заявления?
— Были такие от Михаила Волынца, Руслана Лукьянчука из БЮТа. У них есть соответствующие заключения судебно-медицинской экспертизы. С ними они будут обращаться в суд.
По коридору идет судья Конституционного суда Виктор Шишкин. Князевич спрашивает:
— Когда уже заканчиваете это все?
Тот пожимает плечами и машет рукой:
— Ой... Знаете пословицу? "Лиши мене, Галю, бо я тебе лишу".
Генпрокуратура якобы собирается арестовать оппозиционеров, которые принимали участие в блокировании КС, в частности и вас. Большинство может проголосовать за лишение депутатской неприкосновенности?
— Когда я тогда пришел в Конституционный суд, то увидел, что он заблокирован. Туда не могли попасть судьи из квоты президента. Стояли на дороге. Мы пытались помочь именно им. Там стоял ОМОН, представители Партии регионов. Но они потом так подали ситуацию, будто мы во всем виноваты. Все перевернули с ног на голову, — пожимает плечами. — А относительно Генпрокуратуры, то она отправила лечиться Медведько и поставила донецкого, который не будет " брезго вать" никакими методами, чтобы обострить ситуацию... Янукович публично говорит в одном из польских изданий, что если не будет соответствующего решения суда, то мы разгоним этот суд. Разве это не давление? Генпрокуратура на другой день должна была бы возбудить против него уголовное дело.
Поражает и то, что три дня я не мог нормально попасть в помещение суда. Меня не пускали народные депутаты из Партии регионов. Они блокировали все входы и выходы. Руководила их действиями пани Лукаш (представительница Кабмина в КС. — " ГПУ"). Указывала, кого пускать, а кого — нет. Она, я так понимаю, руководила всем Конституционным судом. Лукаш сказала, что такого депутата, как Князевич, нет... Но Юрий Мирошниченко (нардеп от Партии регионов. — " ГПУ") сказал, что я имею право участвовать в процессе и приказал меня пропускать.
Сегодня оппозиция говорит о давлении на членов Центральной избирательной комиссии. Как давили на вас в 2004 году, когда вы были членом ЦИК?
— Я не буду называть конкретных фамилий, — говорит после паузы Князевич. — Физическое давление было: мне несколько раз прямым текстом говорили в лицо непристойные вещи. Например, как меня будут закатывать в асфальт, а в лучшем случае я буду гнить по тюрьмам всю жизнь. Было и такое, — вздыхает нардеп и смотрит в окно. — Это страшный сон, который закончился. И я не хотел бы к нему возвращаться.
А подкупить пытались?
— Попытки были. У нас государство так построено, что сначала тебя пытаются подкупить. Если ты отказываешься — на тебя давят. Когда же ты стойкий в своих убеждениях, то кое у кого чешутся руки, чтобы надавить на тебя иным образом.
СБУ обвинила Станик в получении имущества на 12 миллионов долларов, а ли дер БЮТа заявила, что членам ЦИК за "болезнь" заплатили по 2 миллиона. Можно ли сравнить нынешние цены с 2004 годом?
— Цены в 2004-м и в 2007 году — разные, — улыбается Князевич. — Ввиду инфляции, капитализации общества. Но суть не меняется. Что было тогда, есть и теперь.
Вы можете охарактеризовать тех членов ЦИК, которые болеют?
— Двое из них — представители Компартии, один — Социалистической партии, а также представитель, которого в состав ЦИК предлагала "Трудовая Украина", в частности пан Шаров, — нардеп загибает пальцы на правой руке. — Но мы не были настолько близки, чтобы я мог их личностно характеризовать.
Мы вас здесь, в Киеве, не знаем, потому будем бить всех
Через некоторое время закончится срок их пребывания в избирательной комиссии. Им нужно дальше строить карьеру. Не исключаю, что многие захотят продлить пребывание в должности. Им опять будет нужна политическая поддержка. Если они не посодействуют политической силе на каком-то этапе, у них не будет такой перспективы. Здесь — чисто политика, а эти люди — заложники. И пока в ЦИК не будут исключительно специалисты, которые абстрагируются от политики, мы будем иметь на каждых выборах аналогичную ситуацию.
На больничном сейчас и генпрокурор Александр Медведько...
— Человеку, кандидатура которого была внесена президентом, с моральной точки зрения трудно повиноваться указаниям коалиции. Хотя, когда Медведько пошел на больничный, он поступил очень интересно — возложил свои обязанности не на первого заместителя, а на простого заместителя, прежнего прокурора Донецкой области. Это было четкое указание. Пшонка — человек, который будет просто выполнять приказы, не раздумывая. У Медведько другого выхода не было. На него настолько давили, что ему оставалось или уйти, или неизвестно, какой была бы его судьба.
Вы ежедневно присутствуете на заседании суда. Что думаете о вопросах, которые судьи задают докладчикам?
— По ним можно спрогнозировать будущее решение. И мне досадно. Кажется, оно будет не совсем конституционным и объективным.
Князевич говорит, что важных и серьезных аргументов, три дня предоставляемых представителем президента Владимиром Шаповалом, просто не воспринимали.
— Очевидно, у людей уже есть сформированная позиция, — говорит нардеп.
"Регионалы" говорят, что депутаты из БЮТа и "Нашей Украины " не писали заявлений о сложении полномочий народного депутата. Вы лично писали?
— У них полное непонимание правовой ситуации, — говорит о заявлениях представителей коалиции. — Не читают 81-ю статью Конституции. Там написано, что когда депутат пишет заявление о выходе из фракции, то для лишения его статуса нужно решение не парламента, а руководящего органа партии или блока. Такие заявления были написаны, но пока наш руководящий орган решения не принимал.
А почему вы стали депутатом от "Нашей Украины"?
— Политсовет блока обратился ко мне с предложением войти в избирательный список. "Наша Украина" шла на выборы с идеями Майдана, а я был одним из людей, которые символизировали то время. Они посчитали за честь иметь таких людей в списке.
Вы восемь лет работали помощником прежнего председателя ЦИК Михаила Рябца. Как так случилось, что он пошел в Кабмин, а вы — в "Нашу Украину"?
— Мы работали вместе, но у нас всегда были разные политические убеждения. У меня больше национал-демократические взгляды, у него — другие. Это право каждого человека. Он в 2004 году пошел работать в штаб Януковича, а я занял другую позицию.
А как вы стали помощником Рябца в ЦИК?
— До того Рябец был народным депутатом, а я работал его помощником, — отвечает Князевич.
Неожиданно молча разворачивается и быстро поднимается по лестнице. Останавливается возле зала заседаний.
— Простите, я спешу на заседание...
1974, 28 июня — Руслан Князевич родился в Ивано-Франковске
1996 — окончил Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко
1996 — помощник народного депутата Михаила Рябца
1997 — помощник главы Центральной избирательной комиссии Михаила Рябца
2002 — руководитель секретариата ЦИК
2004 — член ЦИК
2006 — избран народным депутатом от "Нашей Украины"
Женат, есть сын
Комментарии