- О черт, какой сегодня дождь. Холодно, - 58-летний Андрей Река стоит босиком в трусах среди собственного двора в поселке Новые Санжары Полтавской области. Он баллотируется по избирательному округу №149. Выдвиженец от Объединенной оппозиции.
Семь лет Андрей Река работает поселковым председателем. В 5.45 вытягивает из колодца два ведра воды, обливается.
- 10 лет подряд обливаюсь в пять утра. В это время я родился. Только ради вас отсрочил процедуру.
Андрей Александрович забегает в одноэтажный дом. В веранде на столе стоит горячий чайник, на тарелке - конфеты, печенье, сыр. Жена готовит завтрак на кухне.
- Лида, кофе там есть? Где моя чашка? - кричит ей через стенку.
Жена выносит пол-литровую металлическую чашку.
- У нас ничего не меняется, - говорит хозяйка. - Как ездил на работу к шести, так и сейчас. Дома сама все делаю.
Андрей Александрович выходит из комнаты в синей рубашке и черных штанах.
- Сейчас в отпуске, занимаюсь выборами, - рассказывает. - Уже побывал в 155 селах. А в округе всего 397 сел, поселков и городов. Встречи организовывают штабы, мне только время говорят. Куда ехать - одинаково. Все равно побываю в каждом селе.
Хозяин несколькими глотками допивает кофе. С чашкой выходит на улицу, ставит ее на забор. Садится в микроавтобус "КИА". Со двора выезжаем в 6.00. У дороги заметают дворники.
- Ребята, доброе утро! - кричит Андрей Река из машины.
Через 10 мин. подъезжаем к часовне Веры, Надежды, Любви. Это на окраине поселка. Ее построил Андрей Александрович. Заходит внутрь, со стены читает молитву, крестится.
- Я не верующий. Но сюда приезжаю каждое утро, - говорит.
Едем в райцентр Карловка. Это почти в 100 км от Новых Санжар. Андрей Река достает смартфон, поздравляет сына с днем рождения. На спидометре - 120 км/час.
- Не думал некуда баллотироваться. Но за пару месяцев до выборов в областном штабе сказали: нужно идти. Мол, рейтинг высокий. Так попал в кандидаты, - рассказывает Андрей Александрович. – У меня два биг-борда – возле Новых Санжар и по трассе на Карловку. Их штаб оплачивает. Меня люди должны живого видеть. В селах проблемы одинаковые - маленькая пенсия. В образовании вообще ужас. Вот был в селе Ряськое. 10 детей идут в первый класс и шесть - в третий. Их согнали в одно. Куда только родители не ездили, не могут добиться. Власть говорит: содержать фельдшера в селе нерентабельно. Поэтому закрывают ФАПы. Рентабельность - это же категория экономическая. Людей приравняли к товару. Какой-то дед слушал-слушал, а после говорит: мою бабу немцы кормили, потому что им нужна была рабочая сила. А этой власти мы - балласт.
В 7.01 подъезжаем к штабу Объединенной оппозиции в Карловке, что в двухэтажном доме. Помещение закрыто.
- Я должен ждать людей, а не они меня, - сидим в автобусе. - За последние полгода всех в сельских советах загнали в "Регионы". Приходят ко мне председатели, спрашивают: что делать? Говорю: если беспозвоночный и чувствуешь себя трусом, иди в партию. В Новосанжарском районе только я в оппозиции. Еще один беспартийный председатель остался в Соколовой Балке.
Через полчаса открывают штаб. Андрей Река берет кипу партийных газет, едем на встречу в государственную сортоисследовательскую станцию. За ограждением в ряд стоят трактора. Под навесом на скамье собрались почти 30 человек. Еще подходят. Идет дождь. Андрей Александрович рассказывает о себе, где работает, зачем баллотируется.
- Каждый раз сессия в Верховной Раде заседает во вторник. Я в тот же день выеду на Киев, а в пятницу до двух часов дня побуду и поеду на Санжары. За 10 дней до следующей сессии побуду в каждом районе, обязательно по селам. У каждого депутата должно быть четыре помощника. Мне сказали не говорить об их зарплате, потому что у людей начинает кружиться голова. Так вот, вы никогда не видели живого помощника, потому что это - водители, охранники имений, массажистки, кумовья. А у меня помощниками станут те, кто живет в округе. Будут принимать людей, помогать им и мне. Одна бабка недавно говорит: проголосую за вас, если пообещаете дать Чечетову в морду. Говорю: сами дайте - проголосуйте 28 октября по совести.
В 9.25 подъезжаем к спиртзаводу.
- Когда здесь спирт был, машин собиралось много, даже на пруду стояли, - кивает головой на площадь перед заводом Владимир Омельченко из штаба Объединенной оппозиции Карловки.
На остановке стоят человек 30.
- Мы как бомжи живем, - шепчет 75-летняя женщина, не называется. - Ходят по хатам спрашивают, за кого будем голосовать. Говорю: за кого-нибудь, чтобы только этого бандита Януковича убрали. Жизнь совсем хреновая стала. У дочери дитя болеет. Поэтому муж бросил. К нашим врачам обратилась, говорят: давай 800 долларов, тогда сделаем пенсию. Да пускай же задолбется тот терапевт, - женщина оглядывается. Шепчет еще тише. - Сзади меня стоит мужик, тут, на заводе, работал. Я ночью не сплю, вижу - с сыном все вывозят из завода - трактора, металл.
Андрей Река прощается с людьми, едет в село Соленая Балка. Дорога к нему разбита. В центре стоит большое помещение без окон и дверей - бывший детский сад.
- Последние три года наши ФАПы собираются закрывать, - рассказывает фельдшер 32-летний Анатолий Кузьмич. – Года два назад, когда началась медицинская реформа, так начались неприятности. Только скажешь что-то вопреки - будь здоров. Пошел за пруд добиваться в район, потому что, сколько же можно о людей ноги вытирать - взяли пруд рыбу разводить, а болото сделали. Сразу передают мне от начальства, что много разговариваю. Мол, смотри, чтобы отсюда не пошел. И это мы недалеко от города живем, а кто дальше, те вообще - пишите письма. Вот недавно хоп - проверочку мне бросили. Комиссия не касается ФАПов, а ко мне прислали. Только все хорошо обошлось. Но говорят: если нет 300 человек в селе, закроем. А нас - 230. Это не реформа, а добивание.
- Поговаривают, наши паи "Докучаевские черноземы" хотят забрать, - говорит 64-летняя Любовь. – Если дадут какие-то два мешка зерна за пай, так и все. Николаевич, откуда те "Черноземы" взялись?
К группе подходит высокий мужчина:
- Там пять основателей, - объясняет. - Среди них Сокол, который ранее главой налоговой администрации области был. При Ющенко его оттуда сняли. Но у него был прямой выход на Азарова. Все там из Партии регионов.
- Беда нам, - размахивают руками женщины.
Андрей Река едет в село Поповка. Там проводит еще две встречи. В 18.00 возвращается домой в Новые Санжары.
14
километров ежедневно проезжает Андрей Река на роликах. Их подарил сын Роман. Чтобы ноги привыкли, Андрей Александрович спал две ночи в роликовых коньках. Днем, говорит, ходил как на ходулях, потому что конечности отекли и болели. На третьи сутки начал ездить по двору, отталкивался лыжными палками.
Катается восемь лет подряд по 1,5 час. каждый вечер. Упал один раз - осенью после дождя наехал на лягушку. Резину на колесах меняет ежегодно. Приучил к роликам большинство коллектива поселкового совета.
Поставил Антикризисный столб
К 149-му избирательному округу принадлежат шесть районов - Карловский, Кобеляцкий, Козельщинский, Машевский, Новосанжарский, Чутовский. Там проживает 150 тыс. избирателей. От округа в Верховную Раду Украины баллотируются семь кандидатов.
Специалисты прогнозируют, главная борьба будет между поселковым председателем Новых Санжар Андреем Рекой, главным редактором газеты "Полтавська думка" Александром Куликом и председателем Государственного агентства резерва Украины Алексеем Лелюком. Последнего выдвинула Партия регионов. Александр Кулик - самовыдвиженец. По декларации он в прошлом году имел 352 тыс. грн прибыли. Алексей Лелюк в 2011-м заработал 316 тыс. грн, Андрей Река - 95 тыс.
Во времена председательствования Андрея Реки Новые Санжары четыре раза побеждали во всеукраинском конкурсе "Населенный пункт наилучшего благоустройства".
Реки имеют троих детей и пятерых внуков. 40-летняя Жанна и 35-летний Роман живут в Полтаве, занимаются бизнесом. 38-летний Владимир - военный, служит в Симферополе.
Комментарии
39