Глава государства Виктор Ющенко во вторник внес на рассмотрение Верховной Рады свой проект Конституции. Его 1,5 года готовил Конституционный совет при президенте. Для принятия новой редакции Основного закона нужны голоса, по меньшей мере, 300 народных депутатов — две трети парламента. То есть это возможно, если за президентский законопроект проголосуют Партия регионов и Блок Юлии Тимошенко.
В проекте Конституции от Ющенко предложено, в частности, создать двухпалатный парламент. Он будет состоять из Палаты депутатов и Сената. В первой будет 300 нардепов. Во второй — по три сенатора от каждого региона. Их будут избирать на шесть лет. В Сенат пожизненно будут входить и бывшие президенты.
— Перестановка кресел во властных кабинетах ничего не даст, — говорит бывший народный депутат-"нашоукраинец" Борис Беспалый, 55 лет. — Лучше, чтобы президент лично возглавил Кабмин и выполнял свою программу. А вторая палата для нас неуместна. Она может породить новые конфликты. Без нее вполне можно обойтись.
Выбрал ли Ющенко благоприятный момент для представления своего проекта?
— Как итог какой-то работы — это хорошо. У Ющенко президентство подходит к концу, сколько же можно тянуть с обновлением Конституции? Для обсуждения и дискуссии — это благоприятный момент. Но если это попытка через колено сломать общество, то нет.
Станет ли Сенат "заповедником для олигархов и бывших руководителей государства", как его назвал Литвин?
— Создается впечатление, что этот проект сырой и является скорее материалом для последующих дискуссий. Думаю, Виктор Андреевич хороший банкир и его знания сейчас больше понадобились бы в финансовой или экономической отраслях.
Парламент лучше будет работать, если станет двухпалатным?
— У нас почему-то обычно оценивают работу Верховной Рады по количеству принятых законов и постановлений. С этой позиции наши парламенты классные. Но это неправильно. Намного важнее посмотреть, насколько лучше от этих законов стало людям. От внедрения второй палаты ничего не изменится. Будет еще одно бюрократическое учреждение.
В Конституционный совет при президенте входило много нардепов со всех фракций. Почему они в настоящий момент критикуют этот проект?
— Они входили в тот совет при согласии. Неизвестно, кто из них и как работал на этот проект. Возможно, критика объясняется тем, что позицию тех депутатов не учли. И это проблема. Нужно было снимать вопрос в процессе обсуждения. Но Конституционный совет работал и должен был выдать какой-то продукт. К сожалению, мы не увидели от президента системных ответов на экономические вопросы. Как действующее лицо он в эти процессы не вмешивается. Я бы этого хотел от него как от действующего президента. Пока что он не в Сенате.
Комментарии