— Мне помощник Авакова звонил. Вы там поставили новость, что в Донецкой области захватили башню. Сослались на читателей. Говорит, что это неправда. Проверьте, — говорит по телефону 40-летний Сергей Гармаш, главный редактор донецкого интернет-издания "ОстроВ".
Он небрит, в солнцезащитных очках. Встречаемся в Киеве возле метро Лукьяновская. Садимся в кафе в торговом центре "Квадрат". Гармаш заказывает минералку "Боржоми". Говорим на русском.
Почему имеем такую ситуацию на Донбассе?
— Вернемся к президентским выборам 1999 года. В первом туре на Донбассе победил коммунист Петр Симоненко. Стало понятно, что такой же результат будет во втором туре. Тогда Кучма договорился с местной элитой — Януковичем и Ахметовым. Отдал им регион в обмен на то, что они посодействуют его победе на выборах. Кучме сделали нужный результат. Потом все, кто приходил к власти, не хотели работать на Донбассе. Не понимали этот регион. Отдавали на откуп местным, в первую очередь Ахметову. Он должен был наводить там порядок. Также ситуацию на Донбассе нагнетал Янукович еще в период оранжевой революции. Людей пугали мифическими бандеровцами.
Когда предыдущая власть пала, Ахметов и Партия регионов стали зависимы от Киева. Появился вопрос: как вернуть влияние? Начали развивать сепаратистское движение. Коля Левченко (Николай Левченко — народный депутат от Партии регионов. — "ГПУ") привел за руку "народного губернатора" Губарева. Потом начальник областной милиции генерал Романов, ставленник Януковича и Ахметова, несколько раз заводил сепаратистов в здание облгосадминистрации. Все на Донбасе начиналось с подачи Партии регионов.
Без российского вмешательства?
— Москва вела информационную войну. Путину не нужен Донбасс, но нужна слабая страна.
Ахметов планировал умеренный сепаратизм. Это должно было отвернуть людей от мыслей: почему мы так плохо и бедно живем? Собирался вернуть влияние в регионе в обмен на то, что наведет порядок. Хотел, чтобы Донбасс де-юре был в Украине, а де-факто контролировался им. По-видимому, торги с Тимошенко не дали результата. Референдумом о так называемой Донецкой независимости Ахметов решал вопрос, чтобы Путин не ввел войска на Донбасс. Если бы реально разыгрался сценарий отделения региона от Украины, то первым пострадал бы как раз Ахметов. Обесценились бы все его предприятия. Но в этот сценарий вмешался Янукович. В Славянск за его деньги завезли российских наемников. Там начались военные действия. Ситуация дестабилизировалась и может привести к отделению региона от Украины. Никто не сможет контролировать низы, которые получили оружие и почувствовали власть. На Донбассе начинается анархия.
Янукович и Ахметов разошлись? Но говорят, что половина состояния олигарха принадлежит бывшему президенту.
— Между ними началась война за контроль над регионом. Это борьба не только за политическое влияние, но и за денежные потоки. За последние четыре года Янукович расставлял своих людей на ключевые должности, особенно в правоохранительных органах. Он и его "семья" контролировали все нелегальные виды деятельности — от угольных копанок до наркоторговли.
Какая конечная цель Януковича?
— Он очень мстительный человек. Одно из его любимых высказываний, еще когда работал губернатором: "Если меня кто-то когда-то обидел, то он уже об этом пожалел". Поэтому мстит. Хочет контролировать денежные потоки в регионе. Не оставляет мысли вернуться в Украину. Дестабилизирует ситуацию, чтобы въехать на российских танках.
Какие ошибки допустила центральная власть?
— Их много. С нами вели войну, а мы все сдавали без боя. Хотели все решить через элиту. Поставили согласованного с Ахметовым губернатора Таруту. То же касается стражей порядка. Никакой борьбы с сепаратизмом на Донбассе не было. Антитеррористическая операция неэффективна. Войска могли взять в кольцо Славянск и хотя бы заблокировать там боевиков. Они или не захотели этого сделать, или не смогли. Умирают наши солдаты, погибают боевики. Чем больше крови, тем тяжелее залечить раны. Если убили твоего соседа, друга или брата, то ты начинаешь мстить. Это перерастает в гражданскую войну.
Что делать, чтобы взять под контроль Донбасс?
— На это пойдет много месяцев. Во-первых, людям нужно показать реальную картину мира. Во-вторых, законсервировать антитеррористическую операцию. Прекращать нельзя, потому что это будет поражение. Но продолжать нет смысла. Там, где нет открытого вооруженного противостояния, как в Славянске или Краматорске, вводить войска не нужно. Стоит пытаться решить вопрос сменой власти в областях, в городах, районах.
Сегодня Днепропетровск стал центром сопротивления Юго-востока. Губернатор Коломойский действует. А в Донецке — бандитизм, от которого все устали. На примере Днепропетровщины донетчане видят модель решения конфликта. Должны показать пример другой жизни. Тогда будут поддерживать наших солдат, а не оказывать сопротивление.
Что Украина теряет с Донбассом?
– 22 процента валового внутреннего продукта. Это много. В стране будет дефолт. Потеря земли для государства — это всегда проигрыш. Моральный удар. 30 процентов донетчан хотят жить в Украине. Это где-то полтора миллиона людей. Мы их выбросим и предадим? Если отдадим Донбасс, то проблема не локализуется, а расширится. Пройдет по всему Юго-востоку и по центру до правого берега Днепра. Даже если эта территория не станет российской, то станет бандитской. В Украине не будет нормальной жизни, если на Донбассе не установится стабильность.
Донетчину и Луганщину необходимо развивать, вкладывать средства в модернизацию промышленности. Тогда угольный гигант даст толчок для развития всей Украины.
Как новой власти обращаться с олигархами?
— Олигархический класс нужно уничтожить. Однако олигарх Порошенко или Тимошенко не уничтожат олигарха Ахметова. Будущий лидер страны должен помнить, что пролетарская революция Донбасса сметет всех на своем пути. Хуже всего, что стихийный социальный протест уничтожит и средний класс. До миллиардеров еще не добрались, а вот представителей малого бизнеса грабят, убивают, забирают собственность.
Смелых в политике мало, а деятельных еще меньше. Рейтинг Порошенко растет, потому что он почти ничего не делает. А те, кто делает много, сейчас проигрывают. Если Порошенко не возьмет на себя политическую ответственность за государство, то его президентство будет еще короче, чем Януковича.
Какой видите Украину через пять лет?
— Лучшей. Возвращение к старому укладу жизни уже невозможно. Чтобы добраться до "земли обетованной", Украине придется приблизительно пять лет ходить по пустыне и есть колючки. Будет жарко и опасно, многие не выдержат.
Несколько месяцев работал в шахте
Сергей Гармаш родился в городе Енакиевом на Донетчине. Мать Мария Евгеньевна, которой сейчас 67 лет, работала штукатуром. Отец Анатолий Фролович — монтажник-высотник, погиб в 1994-м. Выучился на подземного электрослесаря, а затем на журналиста.
Несколько месяцев работал в шахте. Служил в пограничных войсках. Был корреспондентом нескольких изданий. В 2002 году создал информационное агентство "ОстроВ". В нем работают 10 людей. Центральный офис расположен в Донецке.
В 2006-м переехал в Киев. Жена 34-летняя Наталия — тренер по танцам на пилоне. Познакомился с ней в стриптиз-клубе. Детей не имеют.
Хобби — балет.
На даче в Донецкой области занимается садоводством. Зимой катается на лыжах в Буковеле. Любит читать Ремарка, Гоголя, Павича, Вишневского. Мечтает писать детективы.
Обстреляли на даче
Две недели назад Сергей Гармаш с нардепом-"ударовцем" Егором Фирсовым был у себя на даче на Донбассе. Их обстреляли.
— Мы скрывались на даче, — рассказывает Гармаш. — Знали, что на нас охотятся. Потому что похитили двух членов Комитета патриотических сил Донбасса. Три дня на даче все было спокойно. После ужина с Егором мыли посуду. Он пошел налить воды. В это время начали палить из автомата Калашникова. Мы стреляли в ответ. Нападающие убежали.
Комментарии
3