Загородний последние три года возглавляет Социал-демократическую партию (объединенную). Ее офис занимает отремонтированную старинную пятиэтажку в центре Киева. Дом приобрел для партии теперь покойный "эсдек" Игорь Плужников. Тогда СДПУ(о) руководил Виктор Медведчук.
Вы были заместителем Виктора Медведчука, когда готовилась политреформа. Как
восприняли ее отмену?
— Начало политреформы Кучма положил в 2002 году. Сказал, что страна должна перейти к парламентско-президентской форме правления, нужно новое предвыборное законодательство. Приняли ее во время помаранчевых беспорядков. "Регионалы" пошли на этот шаг, чтобы ограничить полномочия Ющенко.
Так вы поддерживаете отмену политреформы или нет?
— Поддерживаю. Когда политреформа разрабатывалась, все шло в пакете, — отвечает после паузы. — Я не совсем соглашался с подходом к закону о выборах нардепов, потому что в парламентско-президентском государстве должен быть сильный парламент. Я выразил мнение, что нужна пропорциональная система выборов с мажоритарной основой. Ответственность за развитие государства должны брать партии, а не блоки. А у нас слабый парламент с 2006 года (избирался по партийным спискам. — "ГПУ").
В чем эта слабость выражалась?
— Мы же знаем, как формируются списки партий и блоков — места про-да-ют-ся. Что депутатам сказали, то и делают. Потом занимаются решением своих вопросов — торгуют должностями, лоббируют бизнес.
Что и кому продали?
— Левый блок, в который вошла наша партия, создавался сугубо под президентские выборы, под Петра Симоненко (в Левый блок вошли Компартия Петра Симоненко, СДПУ(о) Юрия Загороднего, "Справедливость" Станислава Николаенка и Союз левых сил Василия Волги. — "ГПУ"). Были определенные договоренности. У нас были просьбы по трудоустройству членов СДПУ(о) в центральные органы власти и местные. Ни одно предложение не выполнено. Я спрашивал Симоненко, на каких основаниях помаранчевый социалист Цушко по квоте коммунистов стал министром экономики? Ответа нет. Эти должности были проданы. За сколько — не знаю.
Как сильный президент сможет предотвратить продажу должностей?
— Кадровая политика в его руках.
Способен ли Янукович стать эффективным главой государства?
— Я лично знаю его. Мы не дружили, но не один час проводили в разговорах, когда он был премьером, а я первым заместителем главы Администрации. Раньше его критиковали за язык. В настоящий момент у него лучшая словесность, выучил украинский. Чувствуется, что понимает социально-экономические процессы в стране и мире. Как личность — он вырос. Способен стать общенациональным лидером.
Когда он шел к власти, обещал улучшение жизни уже сегодня. Но цены на продукты
растут, газ дорожает.
— "Уже сегодня" не нужно понимать, как на следующий день. Это длительный процесс.
В стране наступил внутренний покой, власть готовит экономические реформы. Процентов на 80 движется в правильном направлении. Первые ощутимые позитивные изменения, по моему прогнозу, состоятся где-то через 2–2,5 года.
Из ваших слов 20 процентов действий президента вы не одобряете. Что именно?
— Ему нужно обеспечить выполнение законов в государстве. Быть в этом примером для граждан.
В настоящий момент мелкий и средний бизнес не одобряет решение правительства относительно повышения единого налога. Людей не нужно глушить, потому что зарабатывать деньги им и без того трудно.
Почему Янукович во время избирательной кампании обещал не раскалывать страну, а
затем начал задевать такие вопросы, как язык, Голодомор?
— Если обходить эти темы, зачем тогда идти на самую высокую государственную должность?
Как в ближайшее время будет действовать оппозиция?
— Люди устали от больших собраний, поэтому у оппозиции ничего не получится. А на то, чтобы платить за стояние на площадях, у нее нет денег.
Виктор Медведчук может вернуться во властную команду?
— Мы контактируем с ним, но об этом не говорим. За советом к нему идут политики разных лагерей. В марте в прошлом году я говорил, что Медведчук будет кандидатом в президенты от нашей партии. И я, и партия сильно хотели этого. Но Медведчук принял другое решение.
Он как-то вам это объяснил?
Несколько секунд молчит. Крутит обручальное кольцо.
— Вопрос снялся с повестки дня, потому что ответа с его стороны не было.
Ваши бывшие однопартийцы — Шуфрич, Папиев — сегодня в провластной команде.
— Мы не отрицали, когда их пригласили в список "Регионов". А перебежчики, которые ушли, когда СДПУ(о) объявила о переходе в оппозицию, преимущественно были в БЮТе.
На что рассчитываете во время местных выборов?
— Принимаем в них участие почти во всех районах и городах. Идем и по спискам, и по мажоритарке. В Харькове Виктор Намчук баллотируется на мэра. Также есть кандидат на городского председателя в Запорожье. В Крыму, Севастополе, Сумах, Черкассах, Кировограде, Одессе, Киевской области — у нас сильные позиции.
Показывает флажки на карте — отметки, в каких городах побывал во время избирательной кампании.
Сколько стоит место в вашем партийном списке?
— После 2004 года СДПУ(о) в таком состоянии, что мы свои места не продаем. Толстосумы в партию не идут.
Учился с Дмитрием Табачником
Юрий Загородний учился в столичном университете Шевченко на историка, в одной группе с нынешним министром образования Дмитрием Табачником. В 1995 году начал работать консультантом-инспектором Администрации президента, которую возглавлял Табачник.
Есть свой бизнес: выпускает на Ивано-Франковщине минералку "Горянка". Жена — домохозяйка. У невестки в Белой Церкви на Киевщине магазин детской одежды. Сын работает на таможне во Львове.
— Есть квартира в Киеве и дом в Гребенках. От Пасхи до Покровы живем в селе, от Покровы до весны — в Киеве. Оттуда в столицу — полчаса. До моего офиса — 73 километра.
Утро у Загороднего начинается с пробежки. Потом прыгает со скакалкой, занимается на тренажерах. Играет в хоккей.
СДПУ(о) возглавил в 2007 году, сменив Виктора Медведчука.
Комментарии
3