Политолог 50-летний Андрей Золотарев включает электрочайник на кухне своего офиса. Это неподалеку от Львовской площади в столице. Себе запаривает в чашке кофе. Угощает черным чаем и каркаде.
Офис - двухкомнатная квартира в жилом доме. Здесь прохладно. Кондиционер работает на полную мощность. Андрей Владимирович катит кожаное кресло в большую комнату.
Говорят, что украинские олигархи провели тайную встречу в Киеве на прошлой неделе. Там были Ринат Ахметов, Сергей Тарута, Виктор Пинчук, Василий Хмельницкий, Юрий Косюк. На связи - Константин Жеваго и Валерий Хорошковский. Что из этого может получиться?
- Олигархический кооператив недоволен действиями власти. Надо не забывать, что крах режима Януковича начался и с того, что он пошел на конфликт с большинством олигархов - отжимая у них бизнес. И те в результате косвенно поддержали Майдан. Режим Януковича пал.
Осенью социальные проблемы и политические конфликты могут сойтись в одной точке. Может возникнуть потребность в перезагрузке государства. С высокой вероятностью весной 2016-го состоятся не только досрочные парламентские, но и президентские выборы. Пошел второй год Порошенко на посту, и нет ни одного завершенного дела. Только разговоры.
Что президент делает не так?
- Он пытается быть смягченным вариантом Януковича. Но для этого не имеет экономического ресурса. Да еще и война, и внешняя зависимость. Однако Петр Алексеевич укрепляет свою власть и пытается создать президентско-парламентскую республику. А олигархи хотят продолжать влиять на политику, а не превратиться в просто крупных бизнесменов. Хотя жизнь толкает к этому. Конфликт между олигархами и властью в целом - и президентом частности - неизбежен.
Какой позиции придерживается Игорь Коломойский, совладелец группы "Приват" и бывший губернатор Днепропетровщины?
- Будет держаться в стороне. У группы "Приват" дела за год ухудшились. Коломойский инвестировал во многих, а его кинули. Рассчитывал иметь в Верховной Раде 130-140 депутатов-союзников, а осталось всего несколько.
Коломойский не имеет ни политических, ни других возможностей открыто воевать с Порошенко. Поэтому ситуативно будет сотрудничать и с президентом, и с другими олигархами. Выжидать, когда представиться хорошая возможность поквитаться.
Кто сильнее - президент или объединенные олигархи?
- Сейчас - Порошенко. Он понял, что надо говорить о деолигархизации - обществу это нравится. С весны начал использовать эту фишку. Хотя год после Майдана мы имели только олигархическую реструктуризацию: позиции одних ослабли, других - усилились. К последним относятся те, кто совмещал большие капиталы и государственные должности - прежде всего Порошенко и Коломойский. Неплохо чувствовал себя Игорь Еремеев. Никто не трогал Виктора Пинчука - зятя Леонида Кучмы. Проблемы возникли у Дмитрия Фирташа. Больше всего потеряли Ринат Ахметов и другие "донецкие" - хотели приготовить обед, а сожгли дом.
Порошенко остается самым влиятельным олигархом?
- Безусловно. И его позиции сейчас усиливаются. В частности из-за изменений в Конституции. Фактически Украина превращается в президентско-парламентскую республику.
Президент дожмет кого-то из богачей?
- На Банковой считают, что наибольшей угрозой для них является не "Оппозиционный блок" с коммунистами, а Коломойский. Потому что он способен инвестировать в новые политические проекты. Но масштабное наступление на него может кончиться финансовой катастрофой. Нельзя трогать "Приватбанк". Потому что на нем завязана значительная часть страны.
Избавиться от олигархов быстро не получится. Слишком много чего они контролируют в Украине. Это - процесс на пять-семь лет.
О чем глава государства может договориться с олигархами?
- Они понимают, что общество настроено против них. Поэтому могут согласовать определенные правила игры, черту, за которую заступать не стоит. Также возможен вариант, когда отечественную олигархию заменят международные корпорации. Например, если украинская земля заинтересует мировых агрогигантов, они отодвинут с этого рынка Олега Бахматюка и Андрея Веревского.
У Золотарева звонит телефон. Выключает звук.
Как уменьшать влияние олигархов?
- 100 лет назад семья Рокфеллеров владела состоянием более 200 миллиардов долларов - на современные деньги. Закон Шермана против монополий вынудил разделить "Стандарт Ойл". Затем из ее частей возникли нефтяные гиганты "Эксон" и "Шеврон". Это США прошли в конце XIX - начале ХХ века. В Украине Коломойский монополизировал авиаперевозки, а его человек фактически руководит отраслью. Наши олигархи приватизируют прибыли и национализируют убытки. Это возможно потому, что они сконцентрировали в своих руках экономическую, политическую и информационную власть. С этим надо бороться. Не должно быть монополий и привилегированного бизнеса. Шаг за шагом нужно уменьшать влияние олигархов на средства массовой информации и политику.
Порошенко сейчас отодвигает богачей?
- Да. Но это - продолжение олигархической реструктуризации в интересах других. Видим феноменальный рост "Рошена". Чтобы Порошенко не говорил, от бизнеса он не избавился. А это конфликт интересов. Президент все время рассказывает о российской угрозе, а его предприятия платят налоги в бюджет страны-агрессора. Люди этого не понимают. Зачем тогда отправлять отцов и сыновей проливать кровь? Если бы президент действительно хотел избавиться от своего бизнеса в России, он бы просто сжег Липецкую фабрику. Или нашел другой способ.
Кого-то из олигархов могут посадить?
- Если покопаться, каждого из них можно посадить. Статья найдется - за неуплату налогов, мошенничество. Многие из украинского политикума в другой стране отбывали бы срок не в парламенте, а в тюрьме. Ни один крупный бизнес не поднялся без нарушения законов. Такая система была, и такой остается. Но сначала должны появиться нормальное следствие и справедливые суды. В Украине богиню Фемиду можно изобразить с одним приоткрытым глазом и телефонной трубкой. Люди, которые платили по сто тысяч долларов за мантию, нормально работать не будут. Возможно, пока что надо делать так, как советовал Каха Бендукидзе (покойный министр экономики Грузии. - "ГПУ") - по бизнес-конфликтам обращаться в Королевский суд в Лондоне.
Нужны прозрачные понятные всем правила игры и доверие. На руках у украинцев - 92 миллиарда долларов. Но пока работают Гонтарева и Яресько (глава Национального банка и министр финансов. - "ГПУ"), здесь ничего не изменится. Люди смотрят на них - и прячут деньги подальше.
Что в ближайшее время ждет Украину?
- Два-три года - ничего хорошего. А потом жизнь начнет налаживаться.
Учится готовить баранину
Андрей Золотарев любит водку, текилу и красное вино - под мясо. Хочет научиться готовить баранину.
- Например, ребра в казане, - говорит. - Кум делал, у него получилось. Теперь и я планирую. Потому готовить стейки и шашлыки уже не интересно.
Стреляет в тире
- Жена все время говорит, что я полностью концентрируюсь на работе, информации и книгах, - рассказывает Андрей Золотарев. - Хочет, чтобы занялся виноградом.
Золотарев родился в Днепропетровске. Учился на историка в Воронеже, Россия. По возвращении в Украину получил образование юриста. Работает политконсультантом 21 год. Среди клиентов - Юлия Тимошенко, коммунисты, бывший мэр столицы Леонид Черновецкий.
Любит читать историческую литературу. Слушает рок 1970-х. Ездит с сыновьями Кириллом и Климом в тир.
Жена Инна - журналистка.
Комментарии
14