— Мы твердо стали на путь европейской и евроатлантической интеграции. Ведущие звезды, которые светят нам в дороге, — это звезды флага ЕС. А компас Украины нарисован на эмблеме НАТО, — говорит президент 52-летний Петр Порошенко на встрече Ялтинской европейской стратегии YES 14 сентября в Киеве.
Конференция длилась три дня. 15-й год подряд ее организует фонд Виктора Пинчука, зятя экс-президента Леонида Кучмы. Собрались более 600 политиков, дипломатов, бизнесменов, общественных деятелей. В частности, экс-президент Польши Александр Квасневский, бывшие премьер Великобритании Тони Блер и госсекретарь США Кондолиза Райс. Из украинских политиков выступили экс-премьер Юлия Тимошенко и экс-министр обороны Анатолий Гриценко, также лидер группы "Океан Эльзы" Святослав Вакарчук. Отвечали на вопросы британского журналиста Стивена Сакура. Гриценко и Вакарчук общались на английском, Тимошенко — с помощью переводчика.
— Россию мы переиграли. Уже больше года действует Соглашение об ассоциации с Евросоюзом, — продолжает Порошенко. — Доля ЕС в экспорте стремительно приближается к 50 процентам. Это важный компенсатор тех потерь, которые из-за войны, гибридной агрессии, экономической блокады и закрытия рынков нанесла нам РФ. На днях ожидается выдача десятимиллионного украинского биометрического паспорта. Как ответ всем тем, кто пытался приуменьшить значение безвиза. Закрепление курса на НАТО в Конституции — не только намерение лишний раз помахать рукой Москве: "До свиданья, наш ласковый мишка, возвращайся в свой сказочный лес". Это послание нашим западным партнерам: "Мы обязательно вернемся в большую семью европейских народов".
— У меня в руках Будапештский меморандум. Я против того, чтобы делать вид, будто его не существует, — говорит на следующий день Юлия Тимошенко, 57 лет.
В документе 1994 года США, Великобритания и РФ гарантировали Украине безопасность в обмен на безъядерный статус. Позже к меморандуму присоединились Франция и Китай.
— Нам нужен мир, но не ценой капитуляции. Не нужно предлагать пути, которые так или иначе части территории делают или полуукраинскими, или наоборот интегрированными в Украину, но абсолютно подчиненными стране-агрессору. Этого нельзя допустить. Худшее, что может быть — откладывать вопрос Крыма в сторону или полностью забывать о нем, либо делать вид, что мы "полузабыли".
— Не вижу никаких конкурентоспособных оппонентов, которые были бы способны победить меня во втором туре выборов, — говорит 60-летний Анатолий Гриценко.
— Украина имеет все необходимые предпосылки, чтобы стать лидером в центральной и восточной Европе. Это будет Украина, где власть ответственна, а люди ей доверяют. Из которой граждане не убегают миллионами, как сейчас, а возвращаются. Первый этап создания такого хорошего дома — расчистить строительную площадку, заложить фундамент. Где все интересные идеи виденья будущего будут реализованы. К сожалению, наше государство не является взрослым. Это еще детский возраст. Ребенок разбалован, испорчен. Он сидит на игле коррупции и безответственности.
Необходимо провести перепись населения. Проанализировать кадровые ресурсы. Должны стать страной с мощным аграрным сектором.
— Для любого лидера, который возглавит Украину, важнее всего — убедить соотечественников, — говорит Святослав Вакарчук, 43 года.
— Мы не должны недооценивать угрозы. Но при этом следует понимать — ключ к решению проблем находится в Украине. Должны реформировать страну так, чтобы людям хотелось здесь жить.
— Порошенко и Тимошенко были убедительны для своего избирателя, — считает политолог 40-летний Виктор Таран.
— Они сосредоточатся на борьбе за тех, кто не определился, за кого голосовать. В дальнейшем будут обращаться в первую очередь к ним. Петр Порошенко выступал, как кандидат в президенты, кампания которого набирает обороты. Тимошенко — как человек, у которого наивысший рейтинг. Она чувствовала себя победительницей.
Гриценко тоже кичился, что ему нет конкурентов. Но если Юлия Владимировна сказала это твердо, то Анатолий Степанович — неуверенно. Он был наименее убедителен.
Вакарчук, как и раньше, одновременно сказал все и ничего. Такое впечатление, что Святослав до конца не определился с походом в президенты. Скорее ориентируется на парламентские выборы.
Комментарии