понедельник, 01 октября 2012 14:15

"Кое-где оппозиция почти не ведет кампанию"

День выборов и подсчет голосов на Днепропетровщине состоятся без вопиющих нарушений, считает журналист местной газеты "Лица" Виктор Орел, 30 лет. Потому что основные нарушения уже произошли.

- Сильные кандидаты от оппозиции не берут участия в выборах, - говорит он. - Например, Загид Краснов должен был баллотироваться в Днепропетровске от "Свободы". Как только стало известно, что он подал свою кандидатуру, против него подняли с ящика старое уголовное дело и арестовали на три месяца. Когда-то Краснов был союзником партии власти, баллотировался от "Громади" Лазаренко, но в последнее время начал вести слишком самостоятельную игру. Губернатор Александр Вилкул очень больно дал ему по рукам.

То же можно сказать о Михаиле Соколове. Он, по некоторым данным, частично финансировал Объединенную оппозицию на Днепропетровщине. Против него тоже возбудили дела, проводили обыски. Конечно, Соколов не баллотируется, хотя в Никополе имел бы реальные шансы.

В определенной степени, это был выбор кандидатов от оппозиции: кто-то испугался за семью, кто-то - за бизнес. Может, на центральном уровне есть определенная согласованность действий Партии регионов и некоторых лидеров оппозиции. Но Вилкулу удалось сосредоточить такие рычаги за контролем избирательного процесса, которые вряд ли позволяют говорить о честных выборах.

О какой согласованности действий идет речь?

- Чтобы оппозиция сдала округа. Я это не могу подтвердить документами, но очень похоже на это. Кое-где оппозиция почти не ведет кампанию.

Какие очевидные нарушения?

- Формирование избирательных комиссий. Хорошо, когда от оппозиции есть хоть один человек в участковой комиссии. По опыту прошлых кампаний одиночек значительно легче перекупить.

Тотально используют админресурс. Определенные вещи делают за бюджетные средства, но все приписывают Партии регионов. В Павлограде по госзакупкам выделили городу новые "скорые". Конечно, презентовал их как свое личное достижение кандидат от "Регионов". Заместитель председателя облгосадминистрации Иван Ступак идет по Бабушкинскому району Днепропетровска. Там ремонтируют лифты, создают частные аварийные службы, финансируемые из бюджета, - это подается как достижение кандидата от Партии регионов. Проедьте по Днепропетровску - все билборды со "счастливыми" жителями. Они очень "благодарны власти за стабильность и благополучие", которое вот-вот должно наступить.

Какой смысл применять админресурс, если конкуренции нет?

- Дело в психологии отдельных представителей власти. Тот же Ступак, госслужащий, никогда не занимавшийся бизнесом, но имеющий большие ресурсы - не воспринимает и тень конкуренции. Такие люди хотят все контролировать, еще и перестраховываются.

Также власть работает на партийный список Партии регионов. Есть, наверное, задание набрать какой-то процент. Губернатор Вилкул постарается, потому что метит на Киев. В его окружении не скрывают, что он мечтает стать премьером или заместителем главы правительства.

Какие шансы у других кандидатов и политических сил?

- Относительно самовыдвиженцев, я о них ничего не слышу, хотя пишу о политике. Система так построена, что конкуренцию "Регионам" может составить только часть кандидатов от Объединенной оппозиции. В Новомосковском округе может посоревноваться бывшая журналистка Виктория Шилова, которая была заместителем председателя облсовета от "Регионов", но сейчас перешла в "Свободу". Ее конкурент - нардеп Николай Солошенко от Партии регионов. Там как раз могут быть фальсификации - "карусели", вбросы бюллетеней, двойные списки. Такое точечно могут использовать в округах, где оппозиционеров не удалось сломать и у них есть хоть какие-то шансы.

Сколько таких округов?

- Где-то четыре. В Днепропетровске приблизительно равные шансы у Вадима Гетьмана от Объединенной оппозиции и Анатолия Крупского от власти. У оппозиционера Максима Курячего на несколько процентов рейтинг ниже, чем у "регионала" Игоря Циркина. Неплохие шансы у Ивана Рязанцева в Днепродзержинске и Солонянском районе. У Олега Царева, идущего там от Партии регионов, плохие отношения с губернатором, и власть ему не очень помогает. Потому что линия партии - это одно, а ребята на местах хотят вести собственную игру. Хотят быть полноправными хозяевами. Ну, хотя бы вассалами с широкими полномочиями.

При власти в Днепропетровске много выходцев из Кривого Рога.

- Здесь большинство криворожских - Вилкул, Ступак, Надежда Подоплелова (руководитель аппарата облгосадминистрации. - "ГПУ"). Даже шутили, что криворожских, как и донецких, ловят на улицах и ставят на руководящие должности в области. Одновременно все они являются представителями определенных групп влияния. За Подоплеловой стоит Сергей Левочкин, глава Администрации президента. Ступак приближен к секретарю Совета нацбезопасности Андрею Клюеву.

В чем секрет успеха криворожских?

- Вилкул привел свою команду, которой доверяет. Сам он приближен к Ринату Ахметову. Интересно, пока что здесь нет людей семьи президента. Может, потому что сильные позиции миллиардеров Виктора Пинчука и Игоря Коломойского, выросших здесь и сбивших первые капиталы. Они не хотят делиться влиянием с людьми президента, потому что начинают понимать, кто такой Янукович.

Почему Днепропетровщина перестала быть кузницей кадров для столицы?

- Днепропетровск был закрытым городом - с "Южмашем", ядерными боеголовками. Неуверенных людей органы безопасности просто не прописывали здесь. Требования к чиновническому аппарату были строгие. Отбирали лучших. Донецкие формировались в бандитских разборках, а у днепропетровских закалка была иной. Со временем старые кадры вымывали, а новые не воспитывали.

Какие настроения людей перед выборами?

- Явка может быть высокой. Ощущение такое, как в 2004 году - многих достали. Есть высокая степень разочарования. Некоторые, кто голосовал за "Регионы", их не поддерживают. Другие всегда был против нынешней оппозиции, а теперь проголосуют за нее. Часть электората Партии регионов перейдет к коммунистам, потому что до сих пор есть определенная ностальгия по дешевой колбасе.

Видел в июле закрытые социологические исследования. Партия регионов шла с Объединенной оппозицией штык в штык - где-то по 20 процентов. Но это было до "языкового" закона. Не совсем понятно, как он повлиял на Днепропетровск. УДАР по области набирал 11 процентов. Хоть мажоритарщики у Кличко очень слабые.

8

кандидатов в депутаты от власти по мажоритарным округам Днепропетровщины являются государственными чиновниками. Еще пять - нынешние народные депутаты, четверо - возглавляют коммерческие структуры.

 

Везти протоколы из участков нужно 70 километров

В Днепропетровской области 17 округов. Их пределы изменились по сравнению с последними мажоритарными выборами 2002 года. Оппозиция видит в этом почву для фальсификаций.

- У Днепропетровска восемь районов, - говорит депутат облсовета, заместитель председателя областной организации "Фронта змін" Глеб Прыгунов, 38 лет. - Один из них разделен на три части и распределен между тремя округами, вместее с какими-то сельскими. Избирательной логики в этом нет. Если кандидат защищает интересы избирателей, а должно быть именно так, то один район не могут защищать частично три мажоритарщика. Пределы округов изменили, чтобы увеличить расстояние между участками и центром округа. Значит, в дороге бюллетени будут дольше. За это время можно проводить любые подделки. Основная территория округа № 34 в Днепропетровске расположена на одной стороне Днепра, а центр перенесли на другой берег. Впервые за всю историю выборов. Везти протоколы из участков нужно через мост - где-то 70 километров.

 

Сейчас вы читаете новость «"Кое-где оппозиция почти не ведет кампанию"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

9

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть