Ексклюзивы
вторник, 20 мая 2014 09:36

"Под моим портретом писали "в списке номер один на уничтожение"
2

49-летняя Виктория Придущенко, член штаба Мариупольской дружины, была вынуждена убегать из города 9 мая. Живет в Киеве у знакомых. По специальности математик-программист. 22 года работала главным бухгалтером. Последние пять - на предприятии у Александра Таруты (брат Донецкого губернатора. - "ГПУ"). Поддерживала Майдан, в Мариуполе организовывала акции. 13 апреля собрала дружину из активистов.

Встречаемся в кафе. Виктория невысокая, в джинсах и черном мини-плаще. Заказывает эспрессо. Говорим по-русски.

Почему уехали из Мариуполя?

-  Я была в списке самопровозглашенной Донецкой народной республики. Сепаратисты развешивали мои портреты. Под ними писали: "Особо опасная нацистка. В списке №1 на уничтожение". 9 мая позвонили друзья: "У тебя 20 минут, надо срочно покинуть город".

Это правда, что вы без оружия защищали городской участок милиции?

-  Это было в Вербное воскресенье. Нам сообщили, что боевики попытаются захватить УВД. У них уже было здание исполкома. Мы надеялись, если увидят, что есть защитники, - уйдут.

Мы стояли впереди милиции, а она - спряталась в здании и закрыла двери. Валерий Андрущук (начальник милиции Мариуполя, которого террористы похитили 9 мая. Его в тяжелом состоянии выкупили из плена, лечат в Киеве. - "ГПУ") стоял с нами, а его заместитель - был внутри. Летели камни, нас били заточенными трубами, битами. Я вытягивала раненых. Была вся в чужой крови. В реанимацию попали шестеро наших.

В милиции Мариуполя произошел раскол?

-  Да. Соотношение сил приблизительно 1 к 5. Пятеро против Украины, один - за. Но Валерий Николаевич (Андрущук. - "ГПУ") думал, что справится. Требовал соблюдать присягу. Обращался к ним: "Знаю о ваших бизнесах, но могу на что-то закрыть глаза. Меня интересует - есть ли у вас любовь к Украине". Но они его подвели.

Что тогда случилось?

- 9 мая Валерий Николаевич попросил меня подойти в половине десятого. Поняла, что у него совещание, и надо выяснить какой-то вопрос. Но встретиться не удалось.

Возле памятника воину-освободителю коммунисты возлагали цветы. Стояли пожилые люди, а на них двигалась толпа мужчин спортивного телосложения - около 300.

Возле УВД было тихо. Выстрелы начались изнутри. Звоню Валерию Николаевичу. "У нас захват, говорить не могу", и связь оборвалась. Предполагаю, что туда зашли "свои" - милиция в гражданском. Убили охранника, второго ранили. Захватили первый этаж. Потом прибыл батальон автомайдановцев "Азов". Они пытались войти в здание, а оттуда по ним стреляли. Валерий Николаевич был заблокирован в кабинете на третьем этаже. Ребята сломали решетки, вошли. Родион (Добродомов - боец "Азова", который погиб в Мариуполе 9 мая. - "ГПУ") оставался на улице. Кто-то выстрелил ему в спину.

За неделю до 9 мая формировали гнезда для снайперов. Они стреляли с крыши музыкальной школы. Потом подошли украинские БТРы. А толпа - после возложения цветов - бросилась к УВД. Войскам пришлось отступить.

Где-то в 14.00 мне сообщили, что Андрущука похитили. Позвонила его другу, отставнику. Сказал: "Спрячу его". Пытался вывезти, но и его ранили.

Стрельба началась на совещании. Думаю, Андрущук попытался арестовать своего заместителя, который прикрывал сепаратистов. Тогда же погиб начальник ГАИ Виктор Саенко. Это был начальник автоинспекции, который свободно разговаривал на английском и украинском. Интеллигентный человек, очень приятный в общении.

Видели Андрущука после плена?

-  До сих пор без сознания. Мы познакомились в конце марта. Он не позволил захватить военную часть, которую штурмовали три сотни человек. Среди них было много тех, которые "акают" и говорят без местного суржика. Андрущук обратился к давним друзьям, ему помогли.

В 2005 году руководил операцией на территории Ботанического сада, когда обыскивали фирму Рината Ахметова "Люкс". После того отправили на пенсию.

Что сейчас происходит в Мариуполе?

-  Нашего мэра Юрия Хотлубея заставили присягнуть "Донецкой народной республике". Они его искали и нашли. Рядом не было ни милиции, ни народной дружины, созданной Ахметовым - которой платит зарплату, плюс 350 гривен за дежурство. ДНРровцы возвели блок-посты, стоят с гранатометами. Город захвачен.

На чьей стороне мариупольцы? Из телевизионных репортажей о референдуме можно сделать вывод, что почти все поддерживают ДНР.

-  В городе, где живут 450 тысяч человек, поставили четыре участка для голосования. Вот и очереди. В действительности, поддержка ДНР не преобладает. Люди запуганы. 13 мая я была в Киеве на похоронах Родиона. Антон Геращенко, советник Авакова, сказал: "В Мариуполе всего 1,5 тысячи тех, кто поддерживает Украину". Он ошибается. И многие в Верховной Раде ошибаются. Ко мне звонят мужчины и плачут от бессилия: "Что делать? С кухонным ножом идти против гранатометов? Почему нас - бросили"?

А люди, которые бросались под танки, обманутые или проплаченные?

- 9 мая мы прятали в подъездах людей, случайно оказавшихся рядом. Мирные граждане при звуках выстрелов спасаются. А те, кто бежит под танки, кто хочет стрелять - это не мирные.

Но есть мариупольцы, которые искренне верят в Донецкую республику?

-  Есть. Потому что воспринимают ту информацию, которая есть в городе. Сайт принадлежит депутату -"регионалу". СИГМА-ТВ - "регионалу". Телеканал МТВ - гражданину России. Все медиа подконтрольны сепаратистам. 13 мая в газете "Приазовский рабочий" вышла статья, что войска Украины расстреляли мирных граждан. Хотя есть видео, где человек стреляет в затылок своему же. Все было просчитано, чтобы людей настроить против украинской армии.

Многие говорят: поскольку Донбасс голосовал за ДНР, то пусть присоединяется к России.

-  За Донбассом пойдут Херсон, Одесса, Запорожье. И так, пока сепаратистов не остановим. Когда начиналось напряжение в Крыму, я говорила: "Отдадите Крым, будет Донбасс". В Киеве убрали Януковича, а в Мариуполе у власти так и остались бандиты. И амбиции бандитской власти шире регионального масштаба.

Как отстоять Донбасс?

-  Нужно начинать с головы. С тех, кто финансирует, организует толпу. Майдан изменил мышление. В Мариуполе появились активные патриоты, готовые противостоять. Поэтому верю, что выстоим.

Сейчас вы читаете новость «"Под моим портретом писали "в списке номер один на уничтожение"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть