"Сто дней Януковича — это сто дней стыда. Как можно было за этот срок разрушить основы создания государства? — спрашивает нардеп-"бюто вец", лидер партии "Реформы и порядок" 48-летний Сергей Соболев. В марте он возглавил оппозиционное правительство. — Реформ нет, а единственный план — как задушить проявление экономических, политических свобод".
Сергей Владиславович назначает встречу в офисе ПРП — двухэтажном здании возле Верховной Рады. На дверях его кабинета нет таблички. Небольшую светлую комнату украшает лишь плакат "Украина победит" с портретом Юлии Тимошенко. Кабинет, предназначенный для лидера партии, доныне занимает ее бывший председатель — экс-министр финансов Виктор Пинзеник.
Вы надеялись на другую политику нового президента?
— Ничего хорошего я не ожидал. Власть Януковича — это откат и в развитии бизнеса, и в культурных вопросах.
Как оцениваете инициативы власти по улучшению условий ведения бизнеса, привлечения инвестиций?
— В жизни имеем то, что правительство Азарова опять взяло кнут в виде налоговой милиции и запугивает предпринимателей. Если раньше внеплановые проверки можно было провести лишь в случае открытия уголовного дела, то теперь возобновили ту процедуру, которая была при Кучме. Боялись, что "реформы" начнут с отбирания малого бизнеса, а оказалось — серьезнее. Забрали у Владимира Бойко и его коллектива Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича. Отобраны ключевые рудные отвалы, которые позволяли существовать "Днепроспецстали" в Запорожье, на очереди — Запорожский ферросплавный завод. Переживаем времена бандитского передела собственности.
Чего ожидать от власти в ближайшие год-полтора?
— Эта команда очень быстро передаст промышленные и научные активы России. Вот объекты тепловой энергетики, к которым проявляет интерес Ринат Ахметов, идут на приватизацию. А объекты, которые не интересуют наших олигархов, — на слияние с российскими партнерами: атомная энергетика, гидроэнергетика. На полном серьезе обсуждают слияние "Нефтегаза" и российского "Газпрома". Хотели слияния с Россией авиастроительных компаний, то против выступил один из деятелей Партии регионов Вячеслав Богуслаев, владеющий заводом "Мотор Січ". Мол, как это так — у него отберут предприятие! Выходит, "мы за колхозы, но только не в моем селе".
Почему оппозиция не хочет объединиться вокруг Юлии Тимошенко?
— Это связано с разным виденьем оппозиционной деятельности. В том числе тех оппозиционеров, которые получили неплохие результаты на выборах. Яценюк считал, что его процент — это заявка на место премьера. Тигипко думал, что его результат обменивается на другие должности в правительстве. Он стал вице-премьером.
Люди ожидают новых лиц в политике.
— А кто у нас новые? Янукович? Тигипко в политике — 20 лет. Яценюк занимал огромное количество должностей. Это закономерно. Избиратели хотят изучить и знать лидеров. Просто так выйти на Майдан, сказать: "Голосуйте за меня" — не выйдет.
При каких условиях возможен второй Майдан?
— Майдан собрался не потому, что политики призывали людей выйти на улицы. Народ почувствовал, что так дальше нельзя: одни жиреют, а другие еле-еле сводят концы с концами. Такой момент может наступить снова.
Когда правительство Азарова отправят в отставку?
— Как только начнутся неплатежи по пенсиям и зарплатам. Пусть эта власть еще полгода поправит. Все наши правительства всегда спокойно переживали лето, когда люди переходят на овощи из собственных участков. А вот осеннее "наступление трудящихся", при нынешней экономической политике, правительство Азарова не переживет. Дефицит бюджета — 17 процентов валового внутреннего продукта. Каждой второй гривни в нем не существует в природе. Ее нужно или печатать, или выпрашивать на коленях у Международного валютного фонда. А как же МВФ сотрудничать с правительством, у которого 17 процентов дефицита бюджета?
Армию и милицию будут финансировать — чтобы подавляли выступления недовольных
Кто может быть новым премьером?
— Есть достаточное количество людей, которые желают работать с Януковичем и имеют имидж реформатора. Азаров — не реформатор. Даже члены Партии регионов называли его политику " азаровщиной". Будучи в оппозиции, они ничему не научились. Не подготовили программу выхода из кризиса. В лучшем случае переписывают законопроекты правительства Тимошенко. Даже запятые не меняют. В докладных записках забывают убрать "по поручению Тимошенко".
Какой у оппозиции план возвращения к власти?
— Он состоит из двух этапов — местных и парламентских выборов. Если распадется коалиция или Янукович поймет, что наступило время "выпустить пар", будут внеочередные выборы парламента. На них можно получить большинство, вернуться к власти и наконец создать впервые в истории Украины мощную демократическую коалицию. Она могла бы объединить не 226 депутатов, а 240–250.
Почему Литвин так быстро перебежал к "регионалам"?
— Здесь логика самосохранения — и ничего больше. Он всегда ориентируется на того, кто является президентом.
Оппозиция готова сотрудничать с властью?
— Янукович и Тимошенко — антиподы. Вспомните политику Тимошенко в условиях кризиса. А теперь посмотрите на политику Януковича, когда он кричит на всех углах, что кризиса нет. Я хочу услышать, что он будет говорить через пару месяцев, когда будет вторая волна кризиса. Под ней рухнула такая мощная экономика, как в Греции. На очереди Португалия, Испания, Ирландия. Они смогли пережить первый этап кризиса, но не второй.
Украина переживет?
— Зависит от того, какая будет избрана экономическая стратегия. Если такая, как сейчас, чтобы выжили наши олигархи, — то не переживем. Будет коллапс, как в Греции. В Испании официальный уровень безработицы почти 24 процента. У нас может быть и выше. Государство не будет исполнять свои обязанности перед пенсионерами, учителями, врачами, армией. Хотя армию и милицию будут финансировать — чтобы подавляли выступления недовольных.
Сколько может длиться вторая волна кризиса?
— По прогнозам — год. Дальше пять лет стагнации. В каждой стране будут свои особенности. Кто проведет быстрые реформы, как Польша, пройдет этот этап значительно спокойнее. У правительства Азарова осталось два-три месяца. Если реформы не проведут, вторая волна кризиса накроет нас в начале осени.
В прошлом году депутат-"бюто вец" Антон Яценко обвинил своих коллег Сергея Терехина, Виктора Уколова и Сергея Соболева в фальсификации "Украинской национальной лотереи". Якобы они до 2004 года были бизнес-партнерами УНЛ.
Соболев объяснял, что он не допустил голосования по законопроекту о госзакупках. Из-за этого Яценко его и атакует.
— Ни я, ни мои родственники не имеют отношения к этой лотерее, — говорит Сергей Владиславович.
УНЛ учредили в 1997 году. Предприятие проводит лотереи "Супер Лото", "Кено", "Лото Максима", "Лото Тройка". Ежемесячная прибыль, по словам Яценко, составляет от 18 до 22 млн грн.
В партии заменил Пинзеника
20 февраля этого года Сергей Соболев возглавил партию "Реформы и порядок". Сменил Виктора Пинзеника. Говорили, из-за этого между ними произошел конфликт.
— У нас с Пинзеником рабочие отношения. Мы общаемся, — заверяет Соболев. — Все хотели, чтобы он остался во главе партии. Но Виктор Михайлович считал, что лучше уйти.
Сергей Соболев в политике с 1990-го. Был депутатом Верховной Рады первых двух созывов. Потом работал советником премьера Виктора Ющенко. Стал нардепом по списку блока "Наша Украина". Впоследствии — по списку Блока Юлии Тимошенко.
Женат, воспитывает пятерых детей.
Комментарии
27