Бывший мэр Черкасс 47-летний Сергей Одарич недавно выписался из больницы, куда попал с гипертоническим кризом. Это случилось в конце мая после нескольконедельной судебной волокиты относительно его восстановления на должности.
Касательно Одарича открыли несколько уголовных дел. Его обвиняют в злоупотреблении служебным положением, невыполнении судебного решения и в том, что пять лет назад незаконно уволил двух работников. 11 июня следователь подал ходатайство о взятии Сергея Олеговича под домашний арест. Его отклонили.
Какой диагноз поставите местному самоуправлению в стране?
— Есть лишь название. Потому что самоуправление как любой государственный институт имеет, во-первых, определенные полномочия, во-вторых — механизм их реализации, в-третьих — ресурсы для выполнения полномочий. У нашего местного самоуправления есть только полномочия. Из этой ситуации можно выйти только путем существенных изменений в законодательстве.
Но проблема возникла не сегодня. Как все работало до сих пор?
— В 1990-х ситуация была плохой. В начале 2000-х она стала чуть лучше благодаря принятию Бюджетного кодекса, который частично решил проблему местных бюджетов. Но начиная со второго премьерства Тимошенко в 2007 году все стабильно ухудшается. У власти на местах планомерно отбирают возможность влиять на жизнь территорий. То есть местное самоуправление превращается в кассу по выдаче заработной платы бюджетникам.
В этих словах есть некоторое преувеличение.
— Мы еще отвечаем за подметание и освещение улиц, ямочный ремонт дорог, захоронение одиноких, уборку и содержание зон отдыха. Это, в сущности, все наши полномочия, да еще и при очень скромном финансовом ресурсе.
Возьмем ключевой вопрос: кто должен заниматься застройкой населенных пунктов? Логично — местная власть, так как община является собственником земли и должна решать, где ей развивать зеленые зоны, где жилищные, промышленные. Но ситуация маразматическая — к городскомуглаве приходят возмущенные жители, которые протестуют против строительства возле их домов, а мэр даже не в курсе, что там строят. И влияния на это строительство не имеет.
Какие шансы, что законодательство в этой сфере изменят?
— Президент Янукович предложил достаточно правильную концепцию реформирования местного самоуправления. Она предусматривает перемещение акцентов как с полномочий, так и финансового ресурса — на места. Но я не верю, что это воплотят ранее чем в 2015 году. Любая власть на первом сроке стремится централизовать функции, держать ситуацию в руках. Есть надежда, что в случае избрания Януковича на второй срок у него отпадет желание контролировать все.
Но такое впечатление, что все наоборот.
— Управлять городом очень сложно. Страной — еще тяжелее. У руководителя неизбежно возникнет желание снять нагрузки с себя и своего штаба и вовлечь в управление большее количество людей. Этот момент наступит тогда, когда президент поймет, что он не в состоянии из одного кабинета руководить всей страной. Вопрос только, когда это понимание наступит и у кого — действующего главы государства или следующего.
А если не наступит?
— Из-за чрезмерной централизации важные решения по стране принимает небольшое количество людей. Они физически не способны делать больше. Этот клубок нерешенных проблем ежедневно растет. Поэтому будет коллапс. Система управления развалится.
Сколько можно продержаться в теперешнем состоянии?
— Ввиду финансовой ситуации в государстве, резерв прочности — на два года.
Экономическое положение более-менее стабильное, но есть проблема: каждый день отправляем "Газпрому" десятки миллионов гривен за слишком дорогой газ. Международные фонды не хотят нам одалживать, потому что понимают — средства мы переправляем России.
С каких реформ нужно начинать?
— Не вижу препятствий делать все сразу. Есть лишь вопрос ограниченности ресурсов. Поэтому я начинал бы с коммунального хозяйства и тепловой энергетики. Эти отрасли слишком энергорасходные и нуждаются в больших деньгах. Реформа дает возможность за два-пять лет вернуть инвестиции и получить экономический эффект. Сюда можно привлечь серьезные средства и создать миллионы рабочих мест.
Сколько лет нужно для серьезных превращений?
— Базовые вещи можно реализовать за пять-шесть лет. В Грузии это удалось сделать вдвое быстрее. Но им было проще — меньшая страна, да еще и разрушенная войнами. У грузин не было мощных финансово-олигархических кланов. У нас и государство больше и, к сожалению, олигархические группы будут противиться реформам.
Что мешает власти взяться за это сейчас?
— Мало государственных деятелей, которые думали бы о стране. У нас все — политики. Как только появляется вопрос о серьезных шагах, сразу какой-то руководитель штаба говорит: "Стоп, это подорвет рейтинг, мы проиграем выборы". Должно быть хотя бы десять человек, команда единомышленников, которые не будут считаться с этим. Без политической воли реформы невозможны.
Второй фактор — высокий уровень коррупции.
Относительно политической воли и команды. Где взять таких людей?
— С одной стороны, у Януковича такая воля есть. Он имеет хорошую команду профессионалов, которые готовят концепции развития. Но когда те доходят до правительства или парламента — моментально тонут.
Однако вся власть у президента.
— Это не так. Для реформ нужно иметь по меньшей мере 226 стабильных голосов в Верховной Раде. Сегодня у главы государства их нет. Захочет Янукович навести порядок в газовой сфере, а в парламентском большинстве есть 25-30 депутатов, которые вроде бы с президентом, но в действительности подконтрольны Дмитрию Фирташу. Они не проголосуют. Партия регионов состоит из групп и подгрупп, ориентированных на разных олигархов.
Чего ожидать Украине в 2015 году?
— До тех пор власть не будет делать непопулярные шаги. Задача — удержать экономику. Возможно, ситуация ухудшится, потому что правительство перед выборами будет наращивать социальный популизм. Вырастут нагрузки на бюджет, инфляция.
На выборах ничего радикального не случится. Я не вижу реальных соперников Януковичу. Думаю, его переизберут.
Что не так с оппозиционными лидерами, что вы их списываете сегодня?
— Они, с одной стороны, мелочные, с другой — ничем не отличаются от других. Избиратели это поняли.
Все помнят, какой была при власти команда "Батьківщини" — такой же, как и теперешняя. "Фронт змін" Яценюка — разовый проект, направленный на получение каких-то дивидендов. Сейчас эти люди и на центральном, и на местном уровнях активно превращаются в "тушек". У партии Кличко отсутствует идеология. Она, уверен, исчезнет после выборов.
"Свобода", наверное, единственная сила, которая имеет идеологическую основу. Но после прохождения в парламент заявления ее руководства и членов отличаются. Думаю, у них нет четкого понимания будущего политсилы. Поэтому "свободовцы" потеряют половину сторонников — тех, кто проголосовал за них в знак протеста против "Батьківщини", Яценюка и других.
Какие черты общества дают надежду, что все изменится к лучшему?
— Если такая большая нация дожила до сегодняшнего дня, следовательно, она имеет внутренние силы для самосохранения и развития.
1,2 килограмма веса сбросил Сергей Одарич после 1,5-часового катания на велосипеде 23 июня этого года.
Сын и дочь учатся в "Могилянке"
Сергей Одарич родился в городе Нежин на Черниговщине. Учился в Киеве в университете им. Шевченко на механико-математическом факультете. Отчислен с третьего курса за участие в акциях оппозиционного Народного руха. В 1990-х — один из руководителей этой политсилы.
Возглавлял Черкасский деревообрабатывающий комбинат. Мэром Черкасс его избирали в 2006-м и 2010-м. 24 апреля этого года горсовет отправил Одарича в отставку. Решение инициировали депутаты от Партии регионов, поддержала "Батьківщина". Одарич обжалует его в суде.
— Он — борец. Плавал на большие дистанции. Поэтому у него характер человека, который должен достигать цели через "не могу", — говорит о Сергее Олеговиче жена 47-летняя Анжела Августовна.
У них есть сын 23-летний Андрей и дочь 21-летняя Наталия, которые учатся в столичном университете "Киево-Могилянская академия".
Любит читать, рыбачить, фотографировать. Увлекается водным туризмом — сплавом на байдарках.
Комментарии
87