вторник, 30 мая 2017 07:30

На бюджетных закупках разворовывают 20 процентов

 

- Мы в два раза сократили людей в министерстве. Со многими попрощались, потому что имели часы стоимостью как автомобиль. При этом работали просто на государственной службе, - говорит первый заместитель министра экономического развития 33-летний Максим Нефедов.

Встречаемся в его кабинете в здании Кабинета министров на ул. Грушевского в Киеве 10 мая. У него темная борода. Одет в синий клетчатый костюм и белую рубашку. Кабинет просторный. На столе лежит куча бумаг, на стене - картина с изображением Тараса Шевченко в образе супермена.

Нефедов - один из инициаторов создания системы электронных закупок "Прозорро". Год она является обязательной для всех органов государственной власти. Закупки происходят в режиме он-лайн.

- Это - не механизм, который поражает током любого, кто задумал зло. Система не может запретить госслужащему покупать "Мерседес". Наше задание - подсветить эту закупку. Показать ее обществу, чтобы оно решало, надо ли платить за "Мерседес". Это вопрос, который должен быть не кулуарный, а прозрачный и виден должен быть каждому, - говорит Максим Евгеньевич. - Мы исправляем около 60 процентов закупок, к которым есть подозрения.

Систему можно обойти. В Черкассах более 300 млн грн из горбюджета разделили на допороговые закупки (предусматривают меньше 200 тыс. грн для товаров и 1,5 млн грн для работ и услуг. Тогда не надо проводить открытый конкурс. - ГПУ) и обошлось без конкурсов.

- Черкассы - пример хорошей работы системы. Вещи, о которых раньше ни вы, ни я, ни правоохранительные органы не узнали бы, - теперь видимые. За секунды можно увидеть: "А чего это сумма допороговых закупок по Черкассам превышает среднюю в стране? Значит, это - точка риска, надо смотреть". Конечно, есть нарушение. Эта борьба еще далека от победы.

Благодаря "Прозорро" удалось сэкономить 17 млрд грн. Если бы систему не ввели, их разворовали бы?

- Это деньги, которые были бы переплачены за товары, работы и услуги, которые закупает государство. Не утверждаю, что их разворовали бы. Система позволяет экономить. Это не какая-то магия, а банальное расширение конкуренции. Растет среднее количество участников торгов. К ним возвращаются международные компании. Растет доверие к системе закупок. Это главная идея, на которой построено "Прозорро".

17 миллиардов - предел экономии?

- Резервы есть. Экономим около 10 процентов от суммы тендера. При том оцениваем общий размер потерь почти 20 процентов тендерных бюджетов. Когда в системе исчезают такие суммы, понятно - они оседают в карманах. Нам есть куда двигаться. Знаем, где есть недоработка и "серые" зоны.

Реформы - это процесс, а не планка, которую взял и наступило счастье.

Чего от Украины ожидают Международный валютный фонд и Всемирный банк?

- Их миссия - бороться с бедностью и проблемами во всем мире. Могут протягивать спасательный жилет. Но никто никого не вынуждает быть успешным и богатым. Хотите быть бедным и глупым - это ваш выбор.

Какой жилет предлагают нам?

- МВФ предлагает финансовую поддержку. Как кредитор заинтересован, чтобы страна проводила изменения и вернула средства. Говорят, что в Украине должен начаться экономический рост. Надо укротить инфляцию, должен быть стабильный курс валюты. После чего провести структурные реформы в сферах, в которых они давно перезрели. В повестке дня - пенсионная и земельная реформы. Они должны были стоять в повестке дня 25 лет тому назад. А мы до сих пор о них только говорим.

Правительство обязалось в этом году провести приватизацию Одесского припортового завода. Не можем продать его восемь лет. Там только долг за газ достигает около 250 млн долларов. Как выйти из ситуации?

- У нас есть более 3500 госпредприятий в подчинении центральных органов власти. А еще есть те, которые подчиняются местным, Укроборонпрому, Национальной академии наук. Надо забыть слово "приватизация". Провести ее один раз - и забыть. Это касается не только Одесского припортового, но и сотни тысяч других предприятий.

В чем проблема?

- У нас нет единства относительно приватизации. Многие не знают, в каком состоянии находятся предприятия. Искренне считают, что это какое-то золото. Говорят: "Как можно продавать во время войны? Надо подождать, максимизировать стоимость". Там стоимости по большей части вообще нет. А где есть - сыплется, как песок сквозь пальцы. Пример ОПЗ - идеален. Еще несколько лет тому назад предприятие зарабатывало сотни миллионов. Сейчас работает с перебоями. Подождем еще несколько лет - будем резать на утиль. Это позор.

Как выйти из ситуации?

- Надо выставлять компании на продажу часто, быстро и много. У нас же закон не позволяет это делать. Заинтересованные лица могут срывать приватизацию на любом этапе. Мы предлагаем существенно упростить процесс, чтобы он был прозрачен и контролируем.

Можно ли часть этих предприятий сделать эффективной?

- Конечно. Есть такие, которые нельзя приватизировать. Некоторые из них - монополисты, имеют стратегическое значение для государства. Это железная дорога, оборонная промышленность или "Энергоатом". Однако большинство предприятий надо продать. Какие не работают - ликвидировать. Остаться должны десятки, а не тысячи. И с этими десятками надо работать.

В чем изменилась Украина за последние три года?

- Мы двигаемся путем развитых стран. Пытаемся решать проблемы, которые достались нам в наследство и накопились. Отстраиваем гражданское общество. Понимаем, что нет рулевых, которых назначили, - и они сами все сделают.

Есть два варианта. Фантастический - прилетят инопланетяне и сделают все за нас. И реалистичный - надо всем впрячься и поработать. Имеем резервы для рывка теперь, а не через поколение.

Что мешает нам стать богатыми и успешными?

- Нам надо понять - нет ничего бесплатного. Стоит научиться эффективно работать. Каждый должен не голосовать за гречку, а следить за тем, что делает депутат от его округа. Понимать, что на пользу государству, а что - нет.

Что должны были сделать после Майдана, а не сделали и до сих пор?

- Главная проблема - медленные темпы реформирования судебной системы. Мы можем сказать, что у нас лучшая технологическая система закупок в мире. Но взяточников, которых ловим, нужно куда-то сдавать. Их следует карать. Наша судебная система несовершенна.

Почему у нас до сих пор есть торговые отношения с Россией?

- Это вынужденный шаг. В гибридной войне каждая из сторон пытается выиграть что-то в краткосрочной перспективе. Говорим украинским бизнесменам: "Не полагайтесь на отношения с Россией. Стратегически для нас закрывается этот рынок. Но если можете заработать - заработайте. Выплатите из этих денег зарплату украинцам, инвестируйте что-то в украинское производство".

Какой будет Украина через пять лет?

- Более состоятельная, более успешная и более похожая на страны Западной Европы. Хотелось бы, чтобы стала более комфортна для жизни каждого украинца.

Коллекционирует комиксы

Максим Нефедов работает в правительстве с февраля 2015 года. Тогда пришел на должность заместителя министра экономического развития и торговли Айвараса Абромавичуса. В настоящее время является первым заместителем Степана Кубива.

Родился в Киеве. Мать - преподаватель высшей математики, отец кибернетик.

В школу пошел в третий класс. На экономический факультет Киевского национального университета поступил в 15 лет. Окончил его с отличием. С 19 лет работал в инвестиционном бизнесе. В 2011-ом стал руководителем украинского офиса фонда "Айкон Прайвет Эквити". Занимался инвестированием в финансовые, медийные, телекоммуникационные компании.

В декларации за 2014 год указал 1,8 млн грн прибыли. В прошлогодней - заработную плату 496 тыс. грн и $26 тыс.

Коллекционирует комиксы. Неженат. Детей не имеет.

Сейчас вы читаете новость «На бюджетных закупках разворовывают 20 процентов». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть