- Нах…й вы здесь стоите? Идите домой, — полнощекий лейтенант отгоняет двух пожилых женщин от шеренги солдат Внутренних войск около 21.00 во вторник на ул. Грушевского. На третий день противостояния милиции и митингующих люди начали массово подходить к бойцам, которые стоят со щитами. "Беркутовцы" на склонах Мариинского парка к себе не подпускают — когда к ним приближаются, бьют дубинками по щитам. У них из-за спин торчат помповые ружья.
- Ребята, кому вы служите, народу или яйцеголовому? Зачем оно вам сдалось? Вы же людям головы бьете, — кричит двум солдатам 56-летняя Валентина Леопольдовна. У нее на голове кастрюля, привязанная сине-желтыми лентами. Хватает за щит. Кто-то из милиционеров бьет ее палкой по пальцам.
Рядом — четверо монахов из Киево-Печерской лавры. Держат хоругви, бородач в длинной рясе читает Требник. Батюшка становится на колени, молится. "Отче наш" подхватывают несколько женщин. Милиционеры отводят глаза, смотрят под ноги или вверх. Это видит офицер, командует бить щитами, чтобы заглушить молитву. Удары начинают раздаваться так неожиданно, что люди отпрянули. Только монах продолжает невозмутимо стоять на коленях.
Под ногами каша из снега, металла, пластика и проводов. Под слоем снега — лед. Попахивает жженой резиной, дымом, усиливается запах пороха.
Возле завернутого в брезент памятника футбольному тренеру Валерию Лобановскому машет флагом 65-летний Стефан Баграч из Хуста на Закарпатье. Одет в толстый овечий тулуп. Половина левой щеки заклеена лейкопластырем с бинтами.
- Это не рана, заработанная в бою. Это я опасной бритвой брился. Так зарос за две недели, что решил хорошо выглядеть. Брился и подумал о том говнюке Януковиче, чуть себе половину морды не отсек, — смеется мужчина. Он — активист УДАРа. — Я не боюсь идти к смерти, уже немного пожил, увидел. У нас партизаны всегда были, и я домой поеду партизанить. Может, офис сожгу какой-то Партии регионов. Потому что те курвы всех уже достали.
Во вторник днем митингующие заняли территорию вокруг сгоревших автобусов на ул. Грушевского. Перед ней возвели баррикаду из того, что имели под руками. Два автобуса оттянули на середину площади. Их превратили в барабаны — всю ночь по ним стучат палками несколько десятков человек.
- Атаковать будем, пока все менты не передохнут. Вчера все видели — они тупо убивали хлопца — ногами, дубинкой. А потом сбросили, как мешок с мусором, — говорит 22-летний Тарас из движения радикальных футбольных фанатов. Сидит на месте водителя в сгоревшем КрАЗе.
В 22.00 опять начинается противостояние. Митингующие бросают в силовиков петардами и коктейлями Молотова через ограждение стадиона "Динамо". Под прикрытием деревянных щитов мужчины в масках бросают в строй "беркутовцев", которые стоят за щитами в начале парка. Те отвечают шумовыми гранатами, стреляют из малокалиберных винтовок.
- Здесь, как в каком-то сюрреализме. Маски, щиты, коктейли, все сгорело, звуки, как на шабаше, — тянет руки к бочке с огнем луганчанин 44-летний Вениамин Литвинов. — Почему все ходят сюда, на Грушевского, а не идут штурмовать с другой стороны?
- Потому что, Веня, Грушевского стала символом протеста. Одни люди приходят сюда пар спустить — покидать камни, коктейли. Другие — такой энергетикой заряжаются, что ты не представляешь. Вот тошно тебе, а здесь всегда интересно и познавательно. Отсюда идет вольный дух казаков, — объясняет стоящий напротив мужчина. Просит называть его Федоровичем. — Мне приходилось много где повоевать с ментами. Здесь они нас боятся. Потому что у них нет идеи, а у нас она есть. Мы не хотим новую власть — мы хотим новую страну.
В полночь на Майдане Незалежности начинают убирать снег, который идет еще с утра. Люди работают под народное пение со сцены. Сгребают в большие кучи, потом мешками носят к ближайшим баррикадам — укрепляют их.
В 2.30 на Грушевского милиционеры притягивают огромный прожектор. Освещают баррикаду с людьми, склоны — почти всю территорию противостояния. Несколько мужчин в масках пытаются бросать в бойцов камнями, но те их быстро высвечивают и забрасывают гранатами. После этого включают прожектор периодически — только когда видят опасность.
- К светошумовым гранатам приматывают камни и бросают в людей, чтобы было больше раненых. Нам один из ребят показал такую — она не разорвалась. Мы вынимали из людей черные резиновые пули, которые запрещены законом. Они — пластиковые, застревают в теле, будто металлические, — рассказывает волонтер-медик Павел Скшетульский, 32 года. Дежурит в медпункте на ул. Грушевского. — С полуночи серьезных травм было две — мужчине граната порвала сухожилие на ноге, еще одному пуля попала под глаз.
Под утро вокруг баррикад людей становится совсем мало. В строй милиционеров летят камни. Те отвечают гранатами и выстрелами из винтовок.
- Я не знаю, чего они ждут, но где-то таки прорвет. Или менты сдадутся, или у нас активисты закончатся. Третий день здесь люди получают увечья, а всем наплевать — оппозиционерам, власти. Они хотят, чтобы мы достали ружья? Так у каждого украинца оно запрятано где-то, — 43-летняя Виктория Шаргоровская из Черкасс приплясывает под бой барабанов у входа в гостиницу "Днепр" на Европейской площади. — Надо отвечать силой на силу.
Возле Кабмина появилась военная техника
22 января, в среду, в 8.00 на ул. Грушевского силовики идут в наступление на митингующих, оттесняют их. "Беркут" разбирает баррикады. От выстрелов погибают двое активистов. Генпрокуратура подтверждает: смерть наступила от огнестрельных ранений. До конца дня количество погибших выросло до пяти.
В 10.00 тысячи титушек идут организованными колоннами по столичному Печерску. В полдень протестующие водили по Майдану нескольких сторонников Партии регионов. Двум связали руки и маркером на лбу написали: "раб". Вслед кричали: "Падло, чтобы ты сдохло".
Еврокомиссар по вопросам бюджета Януш Левандовский заявляет о готовности применить предупредительный шаг перед санкциями: пересмотреть банковские счета украинских олигархов в заграничных банках, если власть в дальнейшем будет применять силу.
Суд арестовывает 10 подозреваемых в массовых беспорядках на ул. Грушевского.
Янукович на 14.00 созывает лидеров оппозиции. Переговоры продолжаются больше 3 часов. О результатах лидеры оппозиции объявят на вече в 18.00.
В 17.30 на ул. Грушевского под зданием Кабинета министров появилась военная техника.
Митингующие на протяжении дня готовятся к штурму "Беркута" и зачистке Майдана. На Грушевского силовики водометом тушат шины, которые поджигают митингующие.
Комментарии