Журналистка интернет-издания "Левый берег" 31-летняя Татьяна Чорновил заявила, что будет баллотироваться в Верховную Раду в райцентре Городок Львовской области.
— Я этот округ знаю, — объясняет. — В 2002 году работала там в избирательной кампании Андрея Шкиля (тогдашний руководитель УНА-УНСО, попавший за решетку за драку во время акции "Украина без Кучмы". Теперь нардеп-"бютовец". — "ГПУ").
Почему вы решили баллотироваться?
— Есть такой миф, что выборы требуют больших расходов. Я хочу показать людям, что это возможно — побеждать, не имея миллионов. В 2002 году вся наша кампания стоила 10 тысяч долларов. Было три машины и 30 человек, самому старшему из которых 27 лет. После победы мы собрались около избирательной комиссии. Рядом продефилировала команда кандидата, который проиграл, — соперники были серьезные, с деньгами. Он глянул на нас и говорит: "Эта пацанва выиграла у нас?" — смеется.
Теперь люди разочарованы в старых лицах, поэтому каждое новое имеет шанс.
Как новым лицам мешала пропорциональная система?
— Попасть в парламент стоило очень дорого. Схема такая: кандидат должен выделить определенную сумму в кассу партии. Были люди, через которых можно "войти" в список. За разными группами были закреплены определенные квоты.
Как будет теперь?
— Для людей с деньгами станет хуже. Раньше заплатил 4 миллиона долларов, и гарантировано попадаешь в проходной список. А по мажоритарке можно вложить эту же сумму, но не факт, что станешь нардепом, — все будут решать избиратели.
Для электората что-то изменится?
— Мажоритарка — это плюс, потому что в области бросят значительные ресурсы. Церкви, школы, больницы строили или ремонтировали до 2000-х, когда были мажоритарные выборы. Теперь кандидаты опять будут вкладывать деньги в социальные учреждения, чтобы задобрить население. Причем будут использовать как собственные, так и государственные средства.
Почему важно показать, что без денег можно победить?
— Это может звучать высокопарно, но я с рождения патриотка. Считаю, можно работать на государство, хоть большинство наших политиков работают исключительно на себя и свой карман. Они думают, если ты не смог на должности заработать большие деньги, — ты никто. Я другого мнения.
Все кандидаты будут говорить о борьбе с коррупцией. Как людям выбрать того, кто говорит искренне?
— Им поможет интернет. Теперь не проблема узнать, где человек работал, в каких домах живет, на каком автомобиле ездит.
Что будете делать в Верховной Раде?
— Попытаемся создать штаб поступления информации, которая особенно возмущает, — о масштабных преступлениях, коррупционных или других. Будем их расследовать и выдавать на-гора. Буду стараться сделать Раду более открытой для людей.
С кем вы готовы сотрудничать из теперешнего парламента?
— Люди, которые проходят по партийным спискам, очень зависимы. Должны работать на свою партию. Как мало можно получить информации у депутата, если речь идет о коррупции! Даже об оппонентах. Они боятся начать войну компроматов. Если кто и дает информацию, то просит не называть имя. Потом представителей разных политических сил видят вместе в каких-то кафешках, они ходят друг к другу на дни рождения.
Какая главная проблема власти?
— Хорошими мотивами просто прикрываются. Я писала материал о бассейне в Броварах, который за государственные средства отремонтировал премьер Азаров. Казалось бы, что плохого? Но теперь в этот элитный бассейн не могут ходить простые дети. Азаров, кстати, отрицает, но сам туда ходит. Не плавать, а на процедуры. Сейчас в Бровары, тоже через Азарова, проводят троллейбусную линию. Она только утруднит движение, потому что троллейбус идет медленно, занимает много места. Просуществует эта линия год, залезет в огромные долги — и ее обанкротят, как банкротят ТТУ во многих городах. Зато на ее постройке отмоют сотни миллионов.
Представим, что изменений не будет. Сколько такая система может просуществовать?
— Поедьте в Донецкую область, посмотрите, как живут там. Власти хотят, чтобы мы все так жили. В Горловке на рынках активно продают магниты, которые устанавливаются на счетчики. Они "оттягивают" показатели газа и электричества. Народ выживает так, и власти на это закрывают глаза. А человек, который купил такой магнит, уже висит на волоске. Его можно оштрафовать, может, даже возбудить уголовное дело. Люди зависимы. Обнищание — выгодный метод контроля над ними.
Где будете брать деньги на избирательную кампанию?
— У людей. Вспомните оранжевую революцию — сколько денег бросали в шкатулки для пожертвований. Через интернет ко мне обратилось очень много людей с вопросом: куда перечислять средства? Без каких-либо обещаний, только за гарантию, что я буду честной.
Вам предлагали взятку?
— И довольно большие конверты. Было много ситуаций, когда пытались отблагодарить за статью, где я описала какую-то коррупционную схему, от которой страдали другие. Я не брала, хотя деньги мне нужны, как и всем.
Вы можете отказаться от, скажем, миллиона?
— Такое проверяется на практике, но верю, что смогу. Я об этом уже думала: плюнуть на все, взять несколько миллионов и зажить спокойно. Но долго ли это будет радовать?
Первой написала о "Межигорье"
Татьяна Чорновил живет в частном доме в 15 км от Киева. С мужем растят 8-летнюю дочь и сына, которому 1,5 года. Журналистскую карьеру начала с журнала "ПіК". Освещала военные конфликты в Югославии, Чечне, Грузии. В настоящее время специализируется на расследованиях. Гордится, что первой подняла тему "прихватизации" Виктором Януковичем государственной резиденции "Межигорье".
— В 2006-м приехала к родственникам в село Новые Петривцы. Они рассказали: "Странная ситуация: Янукович в оппозиции, однако начал наезжать в "Межигорье". Я перелезла через забор — он еще был небольшим, — стала там ходить. Что-то там снесли, что-то начали строить. Потом села в интернете с собранной информацией. И на меня просто выпало постановление правительства о том, что "Межигорье" передается "Надрам України". Вся эпопея расследований об этом объекте началась с этого материала.
Комментарии