— Система взяток умрет к выборам 2012 года. Президент вписал дерегуляцию в один из трех своих приоритетов. И это то, что Партия регионов возьмет с собой на парламентские выборы, — говорит 52-летний Михаил Бродский. — Янукович на каждом совещании ставит рамки, за какое время нужно ликвидировать взятки. В следующем году нам придется закончить дерегуляцию если не на 100 процентов, то на 80.
Месяц назад Михаила Бродского назначили правительственным уполномоченным по вопросам дерегуляции хозяйственной деятельности. На эту должность он пришел с кресла председателя Госкомитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, которое президент ликвидировал во время админреформы. Однако Бродский до сих пор работает в 6-этажном доме на Печерске с вывеской "Госкомпредпринимательство".
На интервью Михаил Юриевич приходит с опозданием. Разговор продолжается 27 мин. Бродский говорит быстро.
— Дерегуляция — это прозрачность ведения бизнеса, отсутствие преднамеренно созданных монополий, — объясняет. — В сущности, если хочешь что-то дерегулировать — ликвидируй коррупционную составляющую.
Относительно дерегуляции вы лично общаетесь с президентом?
— С Януковичем сотрудничаю через Сергея Левочкина и Ирины Акимову (глава и заместитель главы Администрации президента. — "ГПУ"). Но чувствую его большое желание довести это до конца. Хотя меня все министры не любят, мягко говоря. Доходит до того, что на последнем заседании Кабмина они начали кричать Азарову обо мне: "Что вы ему позволяете?".
Как реагирует Азаров?
— Сказал: "Михаил, не обращайте внимания. Вы здесь нужны, пока выполняете свою противную для всех работу".
Кто из правительственных чиновников вас поддерживает?
— Азаров, Клюев, Тигипко и Колесников. Эти четверо почти полностью поддерживают.
У Партии регионов есть люди, заинтересованные в сохранении системы взяток?
— Если всех чиновников рассматривать как Партию регионов, то это будет нечестно.
Администрация президента в настоящий момент проводит сокращение чиновников в рамках админреформы. Но посмотрите, как они упираются. Мы насчитали 11 тысяч госпредприятий, предоставляющих населению услуги. Я написал Азарову докладную по этому поводу. Он сначала не поверил, что их так много. Когда разглядели и поняли, что я сам это не осилю, была создана рабочая группа во главе с первым вице-премьером Андреем Клюевым. И вот уже четыре месяца мы боремся с этими государственными предприятиями. Приняли постановление, что они могут открывать счета только в Госказначействе. Они пооткрывали. Только на тех счетах — ноль. А реальные счета в других банках.
О каких суммах взяток в масштабах страны идет речь?
— Например, техосмотр автомобилей ежегодно дает милиции 900 миллионов гривен к спецфонду. Говорят они: дайте нам их из бюджета, тогда не будем собирать с граждан. Но эти деньги собирались незаконно! Кроме того, еще 900 миллионов попадали в карманы людей, обслуживающих этот спецфонд. Отмену техосмотра снимает финансовая нагрузка на граждан почти в 2 миллиарда.
Нужно устранять причины, из-за которых люди платят взятки. Мы отменили лицензирование 2046 из 2268 видов работ. Упразднили лицензирование 23 из 78 видов деятельности. Мы освободили рынки от монополий.
Насколько действенными могут быть показательные увольнения и наказания коррупционеров?
— Придется уволить полстраны. Наш комитет написал закон, по которому органы местного самоуправления должны пересмотреть все несогласованные документы, регулирующие бизнес последние 20 лет. Верховная Рада закон приняла, а дальше никто ничего не делает! Единственный путь — ввести закон об ответственности чиновников. Его проект я проводил через Кабмин 10 месяцев. Не давали его утвердить, пока лично Азаров и Клюев не занялись. В первом чтении — одобрили. Надеюсь, где-то через месяц постановят во втором, тогда начнется настоящая борьба. По данному закону я получу право штрафовать чиновников за создание дополнительных незаконных преград: затягивание с выдачей разрешений, лицензий, безосновательные отказы их выдавать. Такого чиновника на первый раз будут штрафовать, а на второй — увольнять.
Эксперты отмечают, что новая власть в начале потеряла золотое время для проведения реформ. Есть ли еще шанс сломать систему?
— Ее нужно сломать. Данный закон ее сломает. Нужен жесткий путь — наказание. Все должно быть регламентировано в обратную сторону. Для того чтобы провести дерегуляцию хозяйственных и общественных отношений, нужно зарегулировать деятельность чиновников. Должна быть прописанная инструкция — чиновник имеет право то, то и то, — делает ударение на каждом слоге, — он должен делать так, так и так. Для того чтобы выдать новую норму, нужно то-то, то-то и то-то. Потому что еще одна наша задача — не допустить введения чиновниками новых норм, лицензий, требований.
Теперь у нас появились права, свобода слова, поэтому я затронул вопрос отмены техосмотра. Общество, журналисты меня поддержали. Президент взял и внес закон, потому что понял, что я не смогу сам победить МВД. Непобедимые они!
Кто еще непобедим в Украине?
— Бюро технической инвентаризации, таможня, нотариальные бланки, реестры Минюста, голограммы. Вот мы встретились с пожарниками, поговорили с Балогой (министр МЧС. — "ГПУ"), благодарю его, как будто услышали друг друга. Но все это должен толкать я. А для чего пожарникам самих себя обрезать? И Балога их не заставит. Те, кто снизу сидит на денежных потоках, пальцем не пошевельнут. Балога напишет приказ — они его не выполнят. Их увольняют, приходят другие, и к нему течет этот ручей.
Вы резко осуждали участников предпринимательского майдана. На какие силы в обществе рассчитываете опираться, проводя дерегуляцию?
— Журналистов, общественные организации. Ко мне ежедневно приходят люди с рынков и рассказывают, что происходит внизу. Последний раз кондитеры жаловались на взятки в виде маркировки "Без ГМО". С помощью этих "зеленых нашлепок" собирают деньжата. Разве нужен значок, что вода не содержит ГМО? Это нужно отменить. У меня есть специальная группа, которая этим занимается.
Какую выгоду получит от дерегуляции каждый конкретный гражданин?
— В настоящий момент нотариус просит заплатить 200 гривен за доверенность, которая никому не нужна. Вроде немного, но мы посчитали, что каждая семья тратит на нотариуса в среднем 1300 гривен в год. Мы эту практику отменяем. Или возьмем железнодорожные билеты. Внезапно на каждом билете появилась голограмма. Это нонсенс — билет покупается через кассу, зачем голограмма? Кто ее проверяет? А на тех же голограммах собирается до 8 миллиардов гривен за год. Предпринимателям сразу станет легче. Условно, вы хотите собирать макулатуру? Ну так идите и собирайте. А раньше нужно было иметь лицензию.
Отсидел месяц в СИЗО
В 1990-х Михаил Бродский создал банк "Денди" и создал одну из первых в стране сетей киосков-обменщиков валюты. За обвинение в махинациях попал в следственный изолятор. Через месяц вышел на свободу, став народным депутатом.
Позже прокуратура сняла обвинения. Сам Бродский настаивает на том, что попал за решетку из-за конфликта с тогдашним министром внутренних дел Юрием Кравченко. Бродский тогда был владельцем газеты "Киевские ведомости ". Газета опубликовала серию материалов о министре и о приобретении им машины "мерседес". Кравченко обратился в суд - требовал возместить ему 9 млн.грн. морального ущерба.
В позапрошлом году во время отдыха в Италии у Бродского произошел приступ. "Скорая" отвезла его в больницу, где немедленно сделали томографию головы и операцию по удалению гематомы под черепной коробкой. Если бы подобное случилось в Киеве, говорит, что умер бы.
Бродский владеет мебельными производствами в Донецке, Черкассах, выпускает матрасы "Венето". Владелец интернет-сайта "Обозреватель".
Жена Светлана — младше Михаила Юриевича на 21 год. Воспитывают дочку. Есть двое сыновей от первого брака.
Комментарии
38