Круглый стол "Безопасность Украины в геополитическом измерении" проходит в столичном отеле "Национальный". Бывшие президенты - 68-летний Леонид Кучма и 72-летний Леонид Кравчук - сидят рядом. Изредка перебрасываются фразами.
Кучма явно скучает, кулаком подпирает подбородок, закрывает лицо руками. Оживляется только лишь, когда его давний соратник и товарищ Владимир Горбулин, 67 лет, перебирает отведенное регламентом время. Председатель — советник Виктора Януковича Владимир Семиноженко — пытается его остановить.
— Говори, говори. Дайте эму еще пять минут, — властно говорит Кучма.
Горбулин как раз рассказывает о преимуществах нейтрального статуса Украины.
— В таких случаях мне хочется перейти от нейтрального статуса к какому-нибудь более агрессивному, — шутит о попытке Семиноженко его остановить.
После этого Леонид Кучма активнее принимает участие в дискуссии. Докладывает Евгений Кожокин — директор российского Института стратегических исследований. Когда завершает, Леонид Данилович первым поднимает руку. Интересуется, почему Соединенные Штаты Америки атаковали Ирак, тогда как настоящая ядерная угроза исходит от Северной Кореи.
— Британцы же всегда славились своей разведкой. И у американцев хорошие разведчики. Россияне тоже. Почему вы им не подсказали, что там нет никакого ядерного оружия? — спрашивает Кучма. На лице появляется хитрая улыбка.
США и Британия точно знали, что никакого оружия там нет?
Кожокин говорит, что американские и британские разведчики хотели подыграть своим политическим руководителям и могли предоставить им неправильную информацию. Кучма слушает нетерпеливо. Ответ кажется ему слишком дипломатичным.
— Так я правильно понимаю, что к началу операции в Ираке США и Британия точно знали, что никакого оружия там нет? — экс-президент снова обращается к эксперту.
— Вы как президент очень точно и прямо сказали, — кивает в сторону Кучмы тот.
Кучма успокаивается. Заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Сергей Пирожков, 58 лет, докладывает о стратегии внутренней безопасности страны. Сосредоточивается на длинном перечне внутренних проблем Украины.
— Я все-таки хотел бы услышать, что Украина должна делать? Конкретно, по шагам. Имеет вообще Украина стратегию безопасности или не имеет? А чем же тогда руководствуется президент? — спрашивает Кучма, поворачиваясь к Пирожкову.
Тот ищет что-то в бумагах. Листая документы, неуверенно говорит, что С НБО имеет такой документ. Перечисляет пункты:
— Преодоление раскола в обществе, обеспечение экономической безопасности Украины, обеспечения энергетической безопасности.
Кучма кривится. Перебивает Пирожкова:
— Так президент этим руководствуется в своей деятельности?
Эксперт признает, что не может сказать, чем руководствуется президент.
Советник Виктора Ющенко Владимир Горбулин шепчет Кучме на ухо. Но у того включен микрофон, и все это слышат:
— Я мог бы вам сказать, чем руководствуется президент, но не буду это делать, потому что тогда это совещание будет для меня последним в жизни.
Над остротой Горбулина смеются все.
Комментарии