"Все, как на войну, идут", — говорит пожилая женщина возле столичного метро Крещатик.
Она продает средства для борьбы с тараканами. Мимо проходят колонны людей, идут к Верховной Раде. Там начинается митинг против нового Налогового кодекса. В соседнем парке стоит десяток автобусов с милиционерами.
Во вторник в 9.00 возле парламента собрались несколько тысяч людей. Кричат: "Позор!", "Прочь Азарова!" Митингующие дудят в дудки, проезжающие мимо машины сигналят.
В автомобильной пробке в нескольких метрах от Верховной Рады — серая "Тойота Кемри" лидера Компартии Петра Симоненко. Он выходит через заднюю дверку с папкой под рукой, бежит к депутатским комитетам, что напротив. Оттуда подземным ходом идет в парламент.
Через каждых 10–20 минут под его стенами увеличивается количество митингующих. Держат таблички с названиями своих городов. На железный забор цепляют плакаты: "Нет налоговому террору!", "Не хотим идти в тень!", "Нет рабству!" Напор людей сдерживает кордон милиции.
— Нам милиция не только не мешала, она нам еще и "зеленый свет" дала, чтобы мы нормально доехали, — отрывается от своей дудки львовянин 59-летний Роман Бухира. — Нас больше чем тысяча из Львова приехало.
Возле него бьет палкой в новое оцинкованное ведро 25-летний Сергей из Никополя Днепропетровской области:
— Торгую на рынке бытовой химией. Работаю первый год, но жизни нет. Если выходит три тысячи дохода, то это праздник.
— Что за страна? Cтрану строят для олигархов, а нас душат, — поворачивает голову в нашу сторону 34-летний Роман. — Власти невыгодно, чтобы в стране был малый и средний бизнес. Вот во Львове есть несколько огромных гипермаркетов, где набор инструментов 900 гривен. А у меня на базаре — 700. Этот магазин покрывает кто-то из министров или депутатов. Поэтому они борются с конкуренцией.
Мимо людей не останавливаясь идут нардепы.
— Пролетают пулями, — говорит киевлянка Наталья, 52 года. — Вижу у депутаток туфли по полторы тысячи долларов. Машины, видно, ставят подальше. Боятся, чтобы мы здесь не погромили.
В 9.50 в сессионном зале "бютовцы" цепляют плакаты: "Народу — новые налоги. Олигархам — новые миллиарды". На местах нардепов лежат стопки листов — проект Налогового кодекса. Говорят, он из четырех томов.
— В связи с тем, что мы должны рассматривать довольно объемный, ощутимый и ответственный вопрос, есть такое предложение — вечернее заседание Верховной Рады продлить до 22.00, — обращается к депутатам спикер Владимир Литвин, 54 года.
Те поддерживают предложение. Но против трансляции сессии на улицу.
— Сегодня кодекс невозможно принять, поскольку это документ большого объема. Мы впервые за последние годы столкнулись с такой работой. Тем более, будем принимать его постатейно, — объясняет лидер Партии регионов Александр Ефремов.
В 11.00 возле Рады митингующим не хватает места. Они выходят на дорогу. Движение машин останавливается. Люди бросают на двор парламента рулоны туалетной бумаги, помидоры, лук.
"Бютовцы" Юрий Одарченко, Сергей Сас и Михаил Волынец заносят в сессионный зал шарики. На них прицеплен лист с изображением дули. Пускают их. Шарики зависают под куполом.
— Сейчас поставлю на голосование, чтобы высчитать с депутатов в 10-кратном размере из зарплаты за тот позор, что они вытворяют, — нервничает Литвин.
Рассматривают первые 100 поправок в кодекс. Все замечания оппозиции отклоняют. В кулуарах Верховной Рады криков с улицы не слышно. Депутаты переговариваются, что собралось больше 10 тыс. людей. Спешат к окнам.
— Мои дорогие земляки, держитесь, — жмет руки людям на улице нардеп Олег Ляшко. Он стоит за металлическим забором по другую сторону от толпы.
— Нас никто не слышит, — кричат ему. — Янукович столько всего обещал — и средний, и малый бизнес сохранит, и налоговые каникулы сделает.
— Мы придем к власти, все отменим, — отвечает с улыбкой Ляшко. — Не переживайте. А вы на них давите, давите.
Он идет к трибуне выступать. Говорит, что принятие кодекса уничтожит упрощенную систему налогообложения малого и среднего бизнеса. Документ выгоден лишь крупным предприятиям, ведь они получат "колоссальные предложения на рынке труда и смогут снизить зарплаты".
В 13.00 к митингующим приезжает лидер БЮТ Юлия Тимошенко, 49 лет. Ее встречают аплодисментами и возгласами "Юля!"
— Если нажмут кнопку и примут Налоговый кодекс, мы с вами обязаны продолжить борьбу, — говорит она в микрофон. — Его должен подписать президент государства. Поэтому следующее, что мы можем сделать, это прийти так же к тому дворцу на Банковой и сказать свое слово: "Не подписывать!"
Под скандирование "Юля! Юля!" Тимошенко полтора часа обходит митингующих и жмет им руки. Из мегафонов раздается песня времен Майдана 2004 года "Разом нас багато". Из окон на толпу смотрят депутаты.
Предпринимателям навязывают кассовые аппараты
Один из недостатков нового Налогового кодекса объясняет народный депутат от НУ-НС член комитета по предпринимательству Ксения Ляпина, 46 лет:
— Мелким предпринимателям навязывают кассовые аппараты. Всех их, с оборотом средств до 600 тысяч гривен, обязывают вести полный учет на основании первичных документов. На каждый перечень товара нужно оформлять накладные, каждую продажу нужно фиксировать. У предпринимателя-упрощенца это заберет половину его времени и наполовину увеличит непродуктивные расходы. А это дополнительный объем работы, время. Только расходы на ведение учета заберут более 6 процентов оборота реализации. Вот почему предприниматели категорически против кодекса.
Комментарии