Десяток журналистов пришли на холм Славы во Львове в четыре утра 22 июня. Недалеко стоят желтый автобус с милицией и две патрульных машины. Все ожидают членов организации "Евреи против Гурвица", которые планировали провести во Львове акции по случаю 70-й годовщины начала войны между Германией и СССР.
— Я, в сущности, не спала, а те клоуны так и не приехали, — говорит одна из журналисток.
Около восьми возле мемориала паркуются автобусы с милиционерами и бойцами спецподразделений "Беркут" и "Гриф". Мужчины в бронежилетах идут в бар по кофе и хот-доги.
— Есть информация, что представители организаций, которые планировали провести здесь митинг, не прибыли, — рассказывает спикер областной милиции Денис Харчук.
Первой к могилам приходит Мария Александровна, 60 лет. Держит два букета мелких красных гвоздик. Кладет по одной на каждую плиту.
— На цветы потратила 140 гривен, — говорит. — Глупые люди дерутся, кто кого убивал или не убивал. А я пришла поблагодарить тех, кто воевал на войне.
К одному захоронению подходит мужчина с георгиевской лентой на голове. Кладет цветы и наклеивает сбоку портрет. Потом набирает лопаткой в полиэтиленовый кулек земли из надгробия.
— Я приехал из Киева, — рассказывает Сергей Рулев, 57 лет. — Вот здесь похоронен отец моего знакомого. Он видел папу всего раз. Сам не смог приехать. Выслал фотографию.
К нему подходит милиционер и просит снять повязку.
— Я же никого не провоцирую, — отвечает тот, но снимает.
— Во Львове сейчас господствуют фашистские настроения, — ходит между могил глава общественной организации "Антифашистский комитет Львовщины" 59-летний Александр Калинюк. — Я даже сегодня георгиевскую ленту не прикрепил к пиджаку. На 9 Мая ее у меня сорвали вместе с медалью к 100-летию рождения маршала Жукова.
Через дорогу от холма собирается толпа. Среди них несколько депутатов городского совета от "Свободы".
— Смотрим на работу стражей порядка. В принципе она адекватна, — говорит Руслан Кошулинский, 42 года, глава фракции "Свобода" во Львовском горсовете. — Никто никому не препятствует возлагать цветы. Мы лишь контролируем, как соблюдают решение суда. Если здесь появится красный флаг, то будем просить стражей порядка исполнить свой долг. Никто в драку лезть не будет. С четырех утра наши люди есть во всех местах, где чаще всего собираются левые силы. Постоянно с ними на связи, нарушений мы не видели.
К Руслану Кошулинскому подходит журналист телеканала "Россия". Тот сразу умолкает, а тогда просит:
— Пожалуйста, не задавайте мне вопросов. Знаю, как русские каналы умеют перекручивать слова в свою пользу.
В 9.45 представители власти кладут цветы к памятнику жертвам коммунистических преступлений на пл. Шашкевича. Вокруг собирается до тысячи людей. Двое в вышиванках раздают листовки с призывом не поддаваться на провокации. "Наша обязанность — память без агрессии, сопротивление без насилия", — написано в них.
— Мы чествуем память миллионов людей, которые погибли во время Второй мировой войны, — берет слово львовский мэр Андрей Садовой, 42 года.
Через 15 минут все идут к двору бывшей тюрьмы через дорогу. Летом 1941 года перед отступлением работники НКВД расстреляли здесь около тысячи узников. На стенах вывесили архивные фото.
— Как сейчас помню — согнали сюда жидов и сказали им раскапывать, — шепчет товарищу старший мужчина с медалями-крестами на груди. — Сотни трупов вырыли. Все так рядом лежали. Вонь невероятная стояла.
Начинается служба.
— Для Львова эта война наиболее была трагической, потому что начиналась здесь трижды, — говорит владыка Димитрий. — Настоящее еще раз подчеркивает, что недаром наши деды и прадеды умирали в тюрьмах и концлагерях. Они непременно стали святыми мучениками.
Незарегистрированная "Партия Сталина" анонсировала "антифашистский марш" от железнодорожного вокзала. Однако в 11.00 ничего не происходит. Около касс ходят туда-сюда трое стражей порядка. Останавливают 37-летнего Виктора из Тернополя. Тот держит три белых гвоздики.
— У тещи день рождения, — объясняет.
— Вы тут с цветами аккуратнее, — советуют милиционеры. — Потому что здесь деятели такие, что в нос дадут и спрашивать ничего не будут.
Между тем на холм Славы сходится с десяток представителей Коммунистической партии. Приносят венок с надписью "Победителям от коммунистов Львовщины".
— Сегодня мы подняли над городом красный флаг, — рассказывает председатель обкома партии 52-летний Михаил Стула. — Он летает в небе на воздушных шариках. Его охраняет Бог.
Комментарии
19