Лидер партии "Братство" 49-летний Дмитрий Корчинський садится на кожаный диван, сбрасывает красные вьетнамки и закладывает левую ногу под правую. Возле него на столике лежат айфон и айпед. По левую руку в углу почти 2-метровая зеленая статуя с лицом, похожим на экс-президента Леонида Кучму. За ней, на балконе, сложены автомобильные шины, поверх которых лежит велосипед.
- Суть современного государства в том, что оно должно обеспечивать себе монополию на насилие. Власть за это будет всегда бороться, - говорит Дмитрий Корчинский. Разговор происходит в офисе "Братства" на столичном бульв. Шевченко. - По-видимому, будут стрелять. Но опыт последних 20 лет показывает, что как только начинается стрельба, милиционеры сразу переходят к народу. Они - часть украинской среды: имеют родственников, знакомых, кумовьев-сватов. А еще есть СБУ, судьи, прокуроры. И значительное количество этих людей должно пострадать. Потому что ни в 1991-ом, ни в 2004-ом мы не отомстили тем, кто нас обижал.
Почему до сих пор украинцы не восстали?
- Из-за страха. Несколько раз в ХХ веке среди украинцев были убиты самые энергичные и смелые. Мы - носители плохой наследственности, потому что являемся потомками тех, кто выжил. При Голодоморе кто делился едой, тот умирал. А кто жевал под одеялом - выживал.
Нельзя так просто выявить причину, которая побуждает людей действовать мужественно и солидарно. Должно случиться какое-то божественное дело. Тунисцы терпели 30 лет. Потом в один день начали осуществлять акт гражданской мести.
Оппозиция может возглавить такой бунт?
- Нет. Парламентская оппозиция в такой ситуации исчезнет из-за своей ненадобности. Вопросы будут решать полевые командиры, вожаки группировок - те, кто станет во главе баррикад. Это люди, которые выделятся своей решительностью и организационными способностями.
Какие основные претензии у людей к власти?
- Возмущает, что чиновники несправедливы, забирают деньги, неправильно расследуют уголовные дела, мешают жить.
Янукович тоже считает, что украинцы сейчас не способны восстать?
- Он долгое время был начальником на Донбассе и видел, что люди - овцы. Потом посмотрел, как они в большом количестве собрались на Майдане, однако не сожгли ни одного киоска, не штурмовали Администрацию президента, не поломали ногу ни одному милиционеру. Жизненный опыт убеждает Януковича, что украинцев не надо бояться.
Вы говорили, что лучший способ преодолеть свои душевные комплексы - вынести их на референдум. Какие комплексы у Януковича?
- Он многого не знает - что такое государство, нация, историческая миссия. Янукович не размышляет над этим, у него нет идеалов. Имеем дело с маленьким человеком, который плывет по течению исторических обстоятельств.
Янукович, в частности, не понимает, как можно "не брать". Когда в Польше пришли к власти братья Качиньские - они не воровали. Через полгода можно было зайти в кабинет чиновника, попытаться подарить коробку конфет. Тот выбегал из кабинета и звал людей, чтобы те засвидетельствовали, что он - не взял. У нас будет искореняться коррупция, если к власти придут такие, как братья Качиньские или Саакашвили в Грузии. Среди наших политиков подобных нет.
При каких условиях Янукович может упразднить выборы 2015 года?
- Он ни при каких обстоятельствах этого не будет делать, потому что опасно, приведет к международным санкциям. Если Янукович и проиграет выборы, то Кличко. Сажать Виктора Федоровича никто не будет. Зачем Виталию этот комплекс проблем? Хотя, скорее всего, Янукович останется на второй срок. Он устраивает олигархов, и их система работает.
Социолог Евгений Головаха считает, что цивилизованное общество в Украине начнет появляться лет через 10.
- Это - иллюзия, будто в Украине можно построить гражданское общество. В Европе оно появилось раньше ее. Греческие полисы - это уже гражданское общество. У нас его никогда не было, даже во времена казацких вольностей. Была анархия или военная демократия.
Лучший уклад для нас - махновщина или гайдаматчина. Гражданское общество надо строить сотни лет, а гайдаматчину люди могут обеспечить за неделю. Сегодня видим сигналы этого: штурм райотдела милиции, подожженные штабы партий. Украинцы, которые сидят в тюрьмах за эти преступления, и станут нашими будущими вождями. Например, Виталий Запорожец, который застрелил милиционера из дробовика, васильковские "террористы", нежинские робин гуды.
Будет ли Украина членом Евросоюза?
- Может, но это будет означать отказ от собственной исторической судьбы. ЕС несколько растворяет европейские нации. В Европу нас ведут от испуга перед Россией. Но, вероятно, она не протянет и 10 лет, потому что общество там в очень плохом состоянии.
Эксперты говорят о возможном расколе Украины на Восток и Запад.
- Это - искусственные спекуляции России. Напротив, через 10 лет Украина станет монолитнее. Когда-то был отдельный регион Донбасс. Сейчас он переехал в Киев. Разве Янукович или Ахметов отпустят Донбасс? Они хоть и не будут у власти, но из Киева никуда не денутся. Бизнес же у них общеукраинский.
Каким будет наше общество лет через 20-30? Чего ожидают украинцы?
- Они хотели бы жить так, как в Европе. Но те люди, которые способны на это, уже выехали из страны. Через 20-30 лет Украину покинут способные работать. Останутся только способные к гайдаматчине – к ограблениям, войне, прислуживанию. Украинская повстанческая армия тоже была возможна, потому что немало украинцев выехало из Галичины в Канаду и США. А те, кто хотел и мог воевать, остались.
В свое время война на наших землях длилась свыше 200 лет - с середины ХVI по конец XVIII века. Именно этот период является источником вдохновения для украинцев.
Гайдаматчина - нормальная европейская власть, когда президент, парламент боятся собственного народа. Народ будет влиять на них непосредственно - через лишение монополии на насилие. При этом важно сохранить формальности. Даже казаки всегда кому-то присягали на верность. У нас будут присягать европейским ценностям, Международному валютному фонду. И правильно: надо не противодействовать глобализму, а кормиться из него.
Патриарх Филарет считает, что через 50 лет Украина станет самой могучей страной Европы. Это возможно?
- Безусловно, но должны найти свою миссию, далекую от экономики. Потому что если напряжем все свои экономические усилия, на карте мира займем "почетное" место между Румынией и Португалией. Разве ради такой цели следует убиваться? Экономика - это лишь кухня, из которой надо есть. Миссия нации - в идеальных сферах. Афганцы не имеют почти никакой экономики, однако заметнее украинцев. Они делают историю. А мы - нет.
Проповедует в церкви
Дмитрий Корчинский родился в Киеве. Проучился два курса в столичном институте пищевой промышленности, один - в университете им. Шевченко. После службы в армии вступил в Украинский Хельсинский союз. В 1990-х стал одним из лидеров УНА-УНСО. Ее члены воевали в горячих точках бывшего СССР.
В 2002-ом Корчинский создал партию "Братство". Сейчас проповедует в "братской" церкви.
- Четыре года тому назад захватили землю и самовольно поставили церковь в парке "Нивки", - рассказывает. - Это - домашний храм, сделанный из фанерных листов. Внутри есть иконы, каждое воскресенье священник служит литургию. Ходит человек тридцать.
В 2004 году баллотировался в президенты Украины. Набрал около 50 тыс. голосов.
Жена 43-летняя Оксана - член опекунского совета при детской больнице "Охматдет". У супругов 23-летний сын Данила.
- Сын никакого высшего учебного заведения не заканчивал. Работает в каком-то клубе. Кажется, охранником. Точно не знаю, - говорит Дмитрий.
Комментарии
37