- Наш офис - трехэтажное здание. Его плохо видно, потому что мы в сорняках, - говорит по телефону секретарша экс-министра транспорта, одного из лидеров партии "Объединенные левые и крестьяне" 56-летнего Иосифа Винского.
Его офис на Татарке - в тихом киевском районе, где много частных усадеб. Черные ворота открываются автоматически. Ими заведует охранник, который занимает отдельную пристройку. В просторном холле на первом этаже стоят диван, шкафы, стол секретарши. Кабинет Винского отделан зеленой фактурной штукатуркой. В тон - велюровый диван, кресла. Низенькие тумбы завалены папками и бумагами.
- Это мне знакомый дал попользоваться, - отмахивается Иосиф Викентиевич на вопрос об офисе. На нем голубые джинсы и черные туфли.
- Пока наша партия не преодолевает 5-процентный барьер, потому председатель (бывший министр образования Станислав Николаенко. - "ГПУ"), я и более 60 человек идут по мажоритарным округам, - говорит о выборах в Верховную Раду 28 октября этого года. - Буду баллотироваться на родине – в Хмельницкой области. Надо отдавать долги землякам. Парадокс в том, что крестьяне в Украине живут хуже всего.
В этом вина лишь власти или и людей?
- Только политиков. У нас деформирована политическая элита. Это кое-где бывшие уголовные преступники, которые ходили с битами. Они сегодня стали олигархами и формируют политическую ситуацию.
Многие говорят, что возможна революция. Как вы чувствуете?
- Я - за то, чтобы менять это на выборах. Моя функция политика заключается в том, чтобы дойти до каждого, объяснить как не ошибиться. Этим и занимаюсь в своем окопчике. Провел социологические исследования в округе. Оказалось, 50 процентов людей радикально недовольны жизнью. Самая главная проблема - безработица. Подоляне - веками были земледельцами, а их лишили возможности работать. Люди говорят: "Дайте нам работу".
Почему не работают в сельском хозяйстве?
- Два гектара обрабатывать лопатой?
Премьер Азаров говорил, чтобы не скулили, а брались за лопаты.
- К лопате призывают политические выродки. Лопатой можно скопать 30 соток, а не 2 гектара. Мир отказался от этого 100 лет тому назад, чтобы иметь больше времени на культуру, образование, духовность, ходить в церковь. Есть же трактора, плуги, культиваторы.
Какой сейчас процент безработных?
- В сельской местности - каждый второй. Эти люди вынуждены обрабатывать огород, чтобы как-то сводить концы с концами или ехать на заработки в города, другие страны.
Если завтра на селе вдруг появится возможность вести нормальное производство, то не будет на чем, потому что землю заберут олигархи. Видите, какой законопроект по земле протягивают. А посмотрите, где наибольшие украинские землевладельцы проводят основное время - в Швейцарии, Монако, Лондоне, а не здесь. И деньги держат тоже не в Украине.
Как людей на селе обеспечить работой?
- Надо, чтобы был сад, огород, ферма. Какая-то первичная переработка. Это все дает рабочие места. Сейчас есть села, где ни один человек не ходит на работу. Потому что какой-то заезжий богач взял землю в аренду: приехал, посеял, собрал. Нет ни фермы, ни тракторной бригады, ни автопарка. Приходится людям держать по двое-трое поросят, коров. Но на этом не разбогатеешь.
Когда произошел этот социальный излом на селе?
- С запуском олигархической системы при втором сроке Кучмы пошел интенсивный развал сельского хозяйства. Сейчас мы - единственная страна на постсоветском пространстве, которая имеет 70 процентов внутреннего валового продукта от уровня 1991 года. В России более 100 процентов, в Беларуси – вдвое больше. Это свидетельствует о том, что все политики, которые до сих пор у нас руководили, были бездарями. Они развалили социально-экономическую ситуацию. Почему я ушел из правительства Тимошенко? Потому что был не согласен с экономической политикой. Закончился 2009 год, и что? Минус 15 процентов ВВП! В этом году будет плюс 2,5 процента. К тому же наше ВВП - в оффшорах.
Найдите страну в Европе, где вице-премьеры (Валерий Хорошковский, Сергей Тигипко, Борис Колесников. - "ГПУ") - миллиардеры. Даже в России такого нет. Поэтому выборы должны радикально переиначить состав парламента, который в дальнейшем изменит правительство. Я уверен, что 100 профессиональных и честных людей за три года обновят эту страну до неузнаваемости. Должны появиться люди, которые хотят работать на государство.
Где взять эту сотню людей?
- По сегодняшней Конституции, этот вопрос в руках президента. Первый шаг - избрать парламент, который начнет с того, что заявит: люди, давайте цивилизованно сформируем хотя бы правительство. Потом надо исправлять ситуацию с силовиками, судами.
Какие четыре-пять реформ надо провести, чтобы дать толчок стране?
- Украина в таком тупике, что пятью реформами не обойдешься. В Грузии в первую очередь навели порядок в государственных финансах, начали борьбу с коррупцией, создали условия для бизнеса и сделали ставку в поддержку собственного гражданина. Это можно делать и у нас. Если говорить о локальных вещах, сначала следует разобраться с нашими деньгами в оффшорах, в первую очередь на Кипре. За два года туда переведено 56 миллиардов долларов.
Что значит "разобраться" с этими деньгами?
- У нас тонна металла продается по 350 долларов. Она идет на оффшорную компанию, а та сбывает за 500. Разница остается на Кипре. Надо сделать, чтобы в Украину зашли не 350 долларов, а 500. И из них оплатили налоги. Надо, чтобы наши большие компании платили налоги, как, например, Укрзалізниця: из 100 гривен - 27,5 гривны налогов. Не было бы проблем с Пенсионным фондом. Сразу можно было бы вдвое увеличивать пенсии.
Что выиграла "Батьківщина" от объединения с "Фронтом змін"?
- Выиграли обе партии. У них общая идеологическая база. Я поддерживаю объединительные процессы - среди националистов, социал-демократов, олигархов. Пусть объединяются, чтобы было видно - кто есть кто. Очень важно, чтобы в избирательных процессах был снижен вес денег и персон. Сегодня мы - чистые азиаты. Кто сейчас руководит? Тот, у кого деньги и власть над прессой. Какая разница между тем, что происходит в Украине сейчас и было при Чингисхане? Никакой.
Партия регионов рассчитывает иметь большинство в следующей Раде. Это реально?
- Партия регионов плюс коммунисты - это меньше, чем, условно говоря, Объединенная оппозиция и Кличко. Если смотреть мажоритарные округа, то из 225 приблизительно на 100 имеет преимущество Партия регионов, а на 125 - ее оппоненты. В моем округе власть имеет 7 процентов.
Как вы собираетесь побеждать в округе?
- Надо прийти в каждую хату. Мои люди ходят. Задействовано приблизительно 250 человек. Я сам финансирую свою кампанию.
Председатель комитета избирателей Александр Черненко говорит, что каждый кандидат потратит от полмиллиона долларов на округ.
- При грамотной постановке достаточно вдвое меньше. У меня такие средства есть. Я продал дом в Киеве.
Пять раз был народным депутатом
Иосиф Винский родился в селе Лошковцы Дунаевецкого района Хмельницкой области. Окончил Каменец-Подольский сельхозинститут. Работал главным инженером в совхозе.
С 1991 года - член Социалистической партии. Был первым секретарем обкома, председателем политсовета партии. В 1994-ом впервые стал народным депутатом. Дальше избирался еще четыре раза. Летом 2006-го выступил против объединения СПУ с Партией регионов и коммунистами в парламенте и вышел из фракции. В сентябре Винского исключили из Соцпартии, после чего он вступил в "Батьківщину".
18 декабря 2007 года стал министром транспорта и связи в правительстве Юлии Тимошенко. В июне 2009-го написал заявление об отставке и вышел из "Батьківщини". Тимошенко блокировала необходимые реформы и не выделяла средства для развития объектов инфраструктуры, объяснил Винский. Женат. Имеет сына Владимира и дочь Оксану. Живет в селе Новоселки под Киевом.
- Дом не мой, а дочери, - говорит Иосиф Викентиевич. - Думал, она здесь будет жить, но переехала в мою киевскую квартиру, а я - за город. Мне земля ближе.
1 167
тысяч гривен стоил "мерседес" бизнес-класса, на котором ездил Иосиф Винский на должности министра транспорта. Премьер Тимошенко обещала, что правительственные чиновники не будут пользоваться дорогими служебными машинами. Винский начал ездить на собственном "мерседесе" низшего класса.
Комментарии
98