- Кобыла убежала, а телега едет. Так и у нас: независимости нет, а мы празднуем, - сплевывает под ноги киевлянин 80-летний Панас Микитенко на столичной площади Независимости 24 августа. Он оперся на деревянную клюку. У него длинные седые усы. На лацкане серого потертого пиджака значок трезуба.
Над площадью гремит музыка. На сцене возле монумента независимости рабочие настраивают звуковую аппаратуру. "Молодые регионы" организуют концерт. Обещали собрать 50 тыс. человек. Движение на Крещатике перекрыто с утра.
- Просрали мы ту независимость давно, - продолжает Микитенко. Россия своего министра Табачника назначает, газ втридорога продает. Недавно приезжал Путин праздновать Крещение как к себе домой. Все под охраной было. А нам, украинцам, как всегда, живется не сладко. Мясо только по праздникам ем. 60 гривен кило. Пенсия у меня минимальная.
Рядом стоят четыре девушки в синих футболках и кепках "Молодых регионов".
- Я еле встала, вчера нагулялась до трех. Но заработок такой привалил - пошла, - говорит крашеная блондинка. Представляется Аллой. - Мне 18 стукнуло в июле. Учусь в техникуме. Работу нормальную сложно найти. А здесь постояла три часа и 60 гривен заработала.
- Алка, ну ты добалаболишься, - толкает в бок ее подруга.
- Да больно же! - вскрикивает та высоким голосом. Что здесь скрывать? Все и так знают. Моя мать всю жизнь на заводе работала с химикатами. Болеет теперь. Ненавижу эту власть. Да и тех, пазиция или как, тоже любить не за что.
Девушка вытягивает из кармана пачку папирос "Стайл" и крутит в руках.
- Пойдем лучше покурим, - предлагает другим.
- Хорошо, все будет хорошо, все будет хорошо, - напевают слова из песни Верки Сердючки.
Вдоль Крещатика расставили мини-площадки для баскетбола. Вокруг них столпились люди. Неподалеку бесплатно учат ездить на двухколесном самокате.
- Ух, ты, - говорит 36-летний Петр Витив. Держит за руку женщину в мини-юбке на высоких каблуках. - Прям бесплатно. А все на ту Партию регионов наговаривают. Во, ишь, какой праздник устроили. Да нормально нам живется. Я охранником работаю. Зарабатываю четыре тысячи. И Олька моя "трешку" имеет. Все хорошо будет. А что кто-то там какие-то митинги делает - провокация чистой воды.
Двое выпивших юнцов в спортивных костюмах размахивают сине-желтыми лентами.
- Слава Партии регионов! - кричит один.
- Слава независимости, ты че, - поправляет второй.
Свободной рукой подносит ко рту пиво и большими глотками допивает до днау. Резко ставит бутылку на землю. Та разбивается.
- Досмеялись москали над хохлами: завтра будем в Европе, а им - фига - говорит 67-летняя Инна Бондаревич из Львова. Одета в черную вышиванку. Держит кожаную сумку с позолоченным ремешком.
Двое мужчин идут по Крещатику. Разглядывают вокруг.
- У нас, как в Европе, только раз-два в год бывает, на праздники, - говорит басом один из них, 48-летний Алексей. Фамилию не называет. Он - полный, невысокого роста. - Как раз тогда и приезжаю. Работаю в Чехии, на стройке. А жена с малыми здесь, в Боярке. Давно забрать их хочу. Там все лучше, чем здесь: вода из крана, как из ручья - чистая, прозрачная. А у нас канализация, пить невозможно. У малого почки больные с 10 лет. Но жена против. "Никуда отсюда не буду рыпаться, - говорит. - Здесь родилась, здесь и умру". Она у меня бандеровка из Франковщины. И что с такой поделаешь? Малые выросли - в ту же степь.
В обед на площади было несколько тысяч человек. Концерт закончился в 22.00 фейерверком.
Оппозиционеры собираются утром на Михайловской площади. Почти полтысячи человек трогаются колонной к памятнику Тарасу Шевченко. Впереди несут два 10-метровых флага - Евросоюза и Украины. За ними в три ряда идут народные депутаты.
Сзади колонны люди разворачивают несколькометровый плакат с изображением мужчины, похожего на Виктора Януковича с красной точкой на лбу. Милиционеры сразу забирают его.
В 11.30 подходят к памятнику Шевченко. Депутаты возлагают цветы.
- За Украину! За Юлю! - раздается из толпы.
65-летняя Параска Ивановна размахивает над головой бутылкой шампанского "Артемовское". В другой руке держит пластиковые стаканчики. Пятеро немолодых женщин берут по одному.
Оппозиционеры говорят о движении Украины в Европу. Митинг длится около часа.
- Почему нет Кличко и Тягныбока? - спрашивают журналисты руководителя фракции "Батьківщина" 39-летнего Арсения Яценюка. Тот опускает глаза.
- Это согласованный формат. Митинги длятся по всей Украине.
24 августа Виталий Кличко в столичном "Экстрим-парке" катался на мотоцикле брата "хаммер" - начал мотопробег в Вильнюс и назад. Олег Тягныбок переплыл Днепр в Кременчуге на Полтавщине, а потом поехал на Сорочинскую ярмарку. Купил там баранок и мягких игрушек.
В Донецке около 200 представителей оппозиционных партий прошло колонной по центральной улице. Остановились возле памятника Шевченко, спели гимн.
С плакатом "Макеевка - не свалка химических отходов донецких предприятий" стоит 52-летняя Людмила Сердюк. Низкого роста, выглядит старше своего возраста, сутулится. На празднование Дня независимости пришла впервые. О митинге узнала от знакомых. Рассказывает, что 12 июля две 30-тонных автоцистерны вылили химические отходы в заброшенную шахту "Бутовка-Северная" близ ее дома:
- Говорят, что это фенол. Я организовала экологический митинг. Пришли 20 человек. У каждой бабки над душой стояли три милиционера. Начальник управления внутренней политики Макеевского горсовета Артем Фомин снимал нас на фото. Пугал: "Все, что вы сказали на митинге, я записал на диктофон и передам кому следует". Говорил, что мы выступаем против государства. Независимость - это как патриотизм, любовь к своему корнаю. Наши правители не любят родину, у них из идеалов - одни доллары.
500 тысяч человек праздновало День независимости в столице. Об этом сообщили в Киевской горгосадминистрации. Из них 140 тыс. собралось на концерте "Молодых регионов" на площади. Их развлекали Верка Сердючка, Таисия Повалий, Олег Скрипка, Наталия Могилевская. В целом на трехдневное празднование потратили 1,4 млн грн, пишут в "Вестнике госзакупок".
Кличко, Яценюк и Тягныбок начали президентскую кампанию
Лидеры "Батьківщини", Удара и "Свободы" отдельно праздновали День независимости, потому что не имеют соглашения о взаимодействии, считает политолог 48-летний Андрей Золотарев:
- Каждый из них начал отдельную президентскую кампанию. Сейчас к Кличко выстроилась очередь из потенциальных инвесторов, которые хорошо чувствовали себя с этой властью, но пытаются "разложить яйца" по разным корзинам. Немного другая ситуация у Арсения Петровича. Он развешивает по городу биг-борды со своим фото и Тимошенко, хотя в вышиванке выглядит негармонично. Тягныбок заявил, что с властью не будет договариваться даже ради Соглашения об ассоциации. "Свободу" в этих евроинтеграционных "танцах и пении" подвигают на третий план. Такие партии в Европе находятся в специфически-маргинальном положении.
Кличко будет вести осторожную кампанию, позиционируя себя как мачо, сильного человека. Яценюк будет соревноваться как "держатель места" Юлии Владимировны. Тягныбок будет играть роль последовательного радикального националиста. Если бы они вместе праздновали День независимости, это был бы шаг к объединению усилий и потенциала политических "машин" трех партий. Для власти такой сценарий менее желателен.
Комментарии
5