— С избранием новой Верховной Рады пропрезидентское и проукраинское большинство точно вырисуется. И изберет следующего премьер-министра. Вопрос в том, кто и как будет выторговывать себе это кресло, — рассказывает 35-летний Дмитрий Боярчук, директор консалтинговой компании "Кейс-Украина".
Он пригласил на встречу в столичное "Арома кафе". Это израильская сеть. Здесь самообслуживание. За заказом подзывают в микрофон по имени. Большинство столиков заняты.
— Порошенко в новом парламенте нужно сформировать большинство, — продолжает Боярчук. — Возможно, придется кучковаться с "Народным фронтом" или Тигипко. Если будет иметь большинство из своей политсилы и мажоритарщиков, может проталкивать на премьера Владимира Гройсмана (действующий первый вице-премьер. — "ГПУ"). Порошенко имеет совковую традицию — назначать тех, кого не боится.
Президенту выгоден послушный премьер?
— С одной стороны, это повышает управляемость всем. С другой, где гарантия, что не получим второго Януковича? Власть развращает. Абсолютная — еще больше.
Говорят, сейчас есть серьезный конфликт между Яценюком и Порошенко. Это хорошо, потому что конструктивная конкуренция полезна всем. Это не так, как было у Тимошенко с Ющенко, когда все тряслось и разваливалось. Здесь тише: все знают, но на телеэкранах не видно.
Как они конфликтуют?
— Люди из политсил одного и второго конкурируют, пытаются вставлять палки в колеса. Например, Яценюк вышел к депутатам с проектом бюджета, который "спасет страну, голосуйте". Но ни с кем его не обсуждал, просто положил на стол. Понятно, перед выборами бюджет не примут.
Если Яценюк останется на должности, будут искать компромиссы. Он — лучший из всех премьеров времен независимости, если не брать Ющенко. Яценюк делает то, на что указывает Международный валютный фонд. Уже за это нужно поблагодарить. А сейчас есть проблема — нужно урезать расходы.
Какие именно?
— Мы сейчас в ситуации, которая напоминает белорусскую три года назад. Бацька Лукашенко игрался перед выборами в популизм, увеличил много расходов. Был безумный дефицит текущего счета. Зажали валютный рынок — то же, что сейчас делает глава Нацбанка Гонтарева. Появилось несколько курсов валюты: официальный, аукционный, для менял. Так они прожили несколько месяцев. Бацька запустил печатный станок на полную мощность — и все полетело. Мы подходим к очень опасному периоду. Если не уменьшим темпы печати гривни, рискуем повторить судьбу Беларуси.
На чем можно сэкономить?
— Мы потеряли треть Донбасса. Именно туда шли значительные субсидии на шахты. Сразу экономим 15 миллиардов гривен. Прокуратура тянет расходов на 7 миллиардов. Ее лишили функции общего надзора. Следовательно, нужно сокращать работников. У нас 34 прокурора на 100 тысяч населения. В развитых странах — девять.
Призывают и количество стражей порядка уменьшить с 300 тысяч хотя бы втрое. Но чем займутся сокращенные? Пойдут в бандиты?
— Сейчас благоприятный момент перепрофилировать их на военные профессии.
От следующего правительства будут ожидать реформ. С учетом восьми месяцев работы, каким премьером будет Яценюк?
— Пока что он только выполняет указания Международного валютного фонда. Сказали до июля провести аудит "Нефтегаза" — сделал. Самостоятельных шагов не видели.
Все ругают МВФ. Мол, там дают рекомендации, которые никогда не реализовывают. Но это напоминает болезнь человека, когда ему назначают курс антибиотиков на месяц, запрещают пить, курить, сажают на диету. А он неделю продержался, потом все забросил. И какой результат? Так и здесь. На определенном этапе включается популизм, на социальные расходы идет все больше денег, бизнес умирает, перебирается в оффшоры, закрывается. Вам говорят: уменьшайте социалку, иначе бизнеса вообще не будет. Год снижают выплаты, потом к власти приходят очередные популисты — и все начинается заново.
Чего ожидать от Тигипко на должности главы правительства?
— Это будет очень рискованный политический ход для Порошенко. Люди могут не понять возвращения бывшего "регионала" во власть.
Может ли президент поставить на технического премьера, неполитичную фигуру?
— Вряд ли. Больше шансов — у Гройсмана или Яценюка. Это люди нового поколения. Хотя и развращены властью, но мыслят другими категориями, чем тот же Азаров.
Некоторые эксперты говорят, что реформы в Украине невозможны, потому что слишком много людей причастны к коррупционным схемам.
— Мы с коллегами обсуждали идею Дмитрия Шимкива (заместитель главы Администрации президента по вопросам проведения административных, социальных и экономических реформ. — "ГПУ") о создании кадрового резерва. Идея классная. Но как ее реализовать? С этим есть проблемы.
Во-первых, когда создаете коалиционное правительство, автоматически позволяете министрам в пределах бюджета делать, что они хотят. Если появляются реформаторы, им выделяют резервацию, за рамки которой выходить нельзя. Павел Шеремета (до 2 сентября был министром экономики. — "ГПУ"), когда давал первое интервью, даже положение об Минэкономики не читал. Говорил, что собирается заниматься налоговой реформой, регуляторной политикой, чуть ли не космическими кораблями. В действительности министерство делает прогноз для Минфина, проводит внешнеэкономическую деятельность, процедуры по тендерам.
Во-вторых, не хватает честных чиновников.
В-третьих, нужно готовить патриотичных чиновников. Такие люди должны управлять государством. Потому что мозг бизнесмена настроен на прибыль. У чиновника должны быть другие приоритеты. Он должен быть материально обеспеченным, чтобы не брал взятки.
Порошенко пообещал до 2020 года провести 62 реформы. Это реально?
— Это пиар. Пусть хотя бы три сделают. Начать должны были бы с социальной — введения универсального критерия назначения любой помощи от государства. Потому что когда у судьи есть собственный бизнес, пенсия в 20 тысяч гривен ему не нужна. Если покажет, что не имеет никаких сбережений, доходов, тогда пожалуйста.
Нужно заняться силовиками и провести судебную реформу. Если бизнесмен и налоговая идут в суд, то их права должны быть равны. А сейчас суды 90 процентов решений принимают в пользу налоговиков.
Много говорят о децентрализации. Но сначала нужно реформировать медицину, образование, социальную сферу, разобраться с территориальными единицами. Только после этого можно будет браться за реформу межбюджетных отношений и децентрализацию. Это затянется на годы. Потому что до сих пор в Киеве определяют, как тратить 80 процентов местных бюджетов. Если дают деньги на какое-то направление, то прописывают, на что они должны пойти. Например, на стулья. Но если стулья вам не нужны, изменить эту статью можно только при подписи заместителя министра. Для этого нужно ехать в Киев, нести ему подарок и решать вопрос.
Писал экономическую программу для Ющенко и Януковича
Дмитрий Боярчук родился в Луцке. Закончил факультет экономики Киево-Могилянской академии и Киевскую школу экономики. Пошел работать в консалтинговую компанию "Кейс-Украина". Начинал с интерна, потом был ассистентом, экономистом. В 2006 году стал директором. Несколько месяцев работал в Баку, столице Азербайджана. Советовал, как построить налоговую политику.
Принимал участие в написании экономического блока президентских программ Виктора Ющенко и Виктора Януковича. Консультировал Министерство финансов и Нацбанк.
Любит путешествовать. Был в Великобритании, Германии, Польше, Венгрии, Словакии, Турции, Египте, Объединенных Арабских Эмиратах, Нидерландах, Беларуси, России.
— Приезжаешь в Голландию — и попадаешь в сказку, — рассказывает. — Дома с огромными прозрачными окнами. Их не зашторивают, все видно. Идешь и видишь, как кто-то читает или смотрит телевизор.
Жена Елена — филолог, кандидат наук. Воспитывают 1,5-летнюю дочь Елизавету.
Комментарии
3