Ексклюзивы
пятница, 04 марта 2011 10:30

"Без веры в правдивое общество нам всем гаплык"

Автор: фото: Ольга КАМЕНЕВА
 

Директор Института философии 80-летний Мирослав Попович несколько дней назад вернулся из Польши. Принимал участие в заседании украинско-польской комиссии по рассмотрению общих исторических вопросов.

— Половина поляков, которых я знаю более 20 лет, тоже не одобряют политику нашей власти. Наша "стабильность", как в песенке: "А на кладбище все спокойненько — ни друзей, ни врагов не видать".

Кабинет Мирослава Владимировича расположен на третьем этаже старого здания возле столичного Крещатика. На стене висит детский рисунок в рамке — Мирослава Владимировича изобразила его внучка Белла.

— Реформ пока что нет, — продолжает. — Все предложенные реформы имеют один характер — налоговый груз. Если мы сейчас просто подтянем ремешки, то это значит сокращение внутреннего рынка. Почему у нас исчезла гречка? Потому что ее не сеют — внутренний рынок не обеспечивает постоянного сбыта. Выгоднее рапс, который отправляют за границу. В таких условиях государство держит цены на сельхозпродукты низкими. Это показатель бедной страны. Значит, все делается за счет мужика на селе. В перспективе будем иметь вокруг Киева еще два миллиона жителей, которые будут жить в картонных коробках. У границы будут стоять толпы желающих выехать и хоть какую-то копейку заработать.

Я так понимаю, что власти легче договариваться с крупным бизнесом, а с малого только драть. Но на малом держится все. Помню поляков, когда они приезжали к нам и торговали всякими рубашками по окраинам. Сегодня мы не можем узнать эту страну. Польша за это время в шесть раз увеличила свои возможности.

Почему у нас такой разрыв между богатыми и бедными?

— Когда общество в состоянии хаоса, очень легко обогатиться. Нужно лишь знать, где купить, где продать. Это спекулятивные, глупые деньги. Явление характерно для бедной страны. В США до Большой депрессии тоже был значительный разрыв в потреблении.

Какой у власти план реформирования страны?

— Пока что у них блестяще вышло выстроить властную вертикаль. Еще превзошли всех в обвинениях предыдущей власти. Если бы действительно были веские материалы против Тимошенко или Данилишина, чтобы люди сказали: ого, обворовали страну! А так сказано, что деньги пошли не туда, потому что Тимошенко вертелась как белка в колесе, выплачивая пенсии.

Это называют борьбой с коррупцией.

— Это делается для того, чтобы вы и я знали, что каждую секунду можем быть обвиняемыми. Это запугивание страны.

Что мешает власти стать на путь настоящих реформ?

— В экономике понятие "глупый" можно измерять. Если человек живет сегодняшним днем, значит глупый. Если умеет жить на 50–100 лет наперед, когда уже будут жить его внуки — умный. У нас расчеты всех политических партий делались от выборов до выборов.

На чем бы мы могли подняться?

— У Украины есть два направления, которые она не использует. Первый — сельское хозяйство. Я когда-то возил друзей из Швейцарии в Полтаву. Они просили остановиться по дороге, потому что в жизни не видели чернозема. Удивлялись, почему имея такую землю, женщины ходят в тряпочных тапочках.

Второе направление — наука. В разных направлениях у нас есть прекрасные изобретения. После участия в заседаниях Комитета по Государственным премиям в отрасли науки и техники у меня три дня хорошее настроение. Наши люди не могут сидеть сложа руки. Молодежь, как ни странно, хочет учиться. Но наметилось национальное несчастье. Есть такие сельские закутки, где детям не светит учеба в университете. Им лишь бы как-то закончить школу. В 12 лет ходят по 7 километров на учебу.

У нас еще есть шанс выскочить из цивилизационной ямы?

— Главное, чтобы люди верили, что они живут в правдивом обществе. Пока его не будет, будет существовать безразличие. Люди будут молчать. Тогда нам всем гаплык. У нас 20–30 лет будет править диктатор, как в африканских странах. Потом все пойдет по революционному сценарию, который мы видим сейчас в арабских странах.

Все идет к тому, что будут созданы предпосылки для диктаторского режима. Тогда люди верят только в сильную руку — придет "справедливый Путин" и всех расставит по местам.

Что даст Украине копирование российской модели государственного строя?

— Партия регионов пока что только пытается копировать "Единую Россию". Но в России однопартийная система стала единственным средством, связующим страну. Потому что Ельцин в свое время сказал: "Берите себе суверенитета столько, сколько в вас влезет". Они начали брать. Сибирь уже не чувствовала себя частью России. Имела больше связей с Японией, чем с Москвой.

У нас пока есть какая-то оппозиция, и она не такая беспомощная, как в России. Но я не вижу ни у одной из оппозиционных сил продуманной стратегии, которая могла бы нам дать надежду.

Где искать альтернативу нынешней оппозиции?

— Студенты, которые сейчас выходят протестовать, обязательно станут новой элитой. Они осознают, что "никто не даст нам избавления, ни Бог, ни царь и ни герой, добъемся мы освобождения своею собственной рукой". Предприниматели вышли на улицы. Это единственный путь, которым можно прервать действия власти. Общество будет политизироваться, структурно организоваться. Люди не сидят молча.

Что могло бы спровоцировать, чтобы на улицу вышли все?

— Кто ожидал Майдана? Он вспыхнул. Кто мог ожидать, что весь арабский мир развалится за день? У нас так же может быть.

В Африке протесты подавляют танками. В Украине такое возможно?

— Юрий Луценко объяснял, что водометами можно пробить первые 10 рядов протестующих. Если больше — то нужно стрелять. На это не каждый решится. Разве что такой безумец, как Каддафи.

Сколько продержится режим Виктора Януковича?

— Должна появиться какая-то убедительная политическая сила. Не нужно, чтобы она была могучей. Нужно, чтобы на нее можно было положиться. Если не будет такой альтернативы, Янукович может выиграть следующие выборы. 10 лет у руля для одной политической силы — это будет коррупция невероятная.

 

"Я ушел из Руха и больше туда не приходил"

— В перестройку организовывался Народный рух и я был первым его руководителем, — вспоминает сентябрь 1989 года Мирослав Попович. — Тогда это называлось "Народный рух за перестройку". Я был хорошо знаком с Иваном Драчем, мы писали книгу. Он пригласил меня на первое собрание в подвал какого-то театра. И я пошел туда, не подозревая, что выйду председателем. Осенью того же года на съезде Киевской организации Руха председателем избрали Владимира Яворивского, потому что он был депутатом Верховной Рады Союза. Я был заместителем Яворивского. Уже в январе 1990-го я ушел с одного из заседаний Руха и больше туда не приходил.

В 50 лет начал рисовать акварелью

Мирослав Попович родился в Житомире. Закончил философский факультет Киевского университета. Работал директором школы на Тернопольщине. Защитил диссертации в Институте философии и остался в нем работать.

В 50 лет начал рисовать акварелью. Работы дарил. Лишь две оставил дома:

— Первая картина — руины старинного замка, я нарисовал ее в Грузии. В Кахетии я был после взрыва в Чернобыле. Две недели пожил и уехал, потому что тостов уже не хватило. На второй картине воспроизвел Академгородок, где я и сейчас живу. Только теперь здесь многоэтажные дома, а тогда была сельская околица Киева.

Попович любит готовить. Вел кулинарную программу на телевидении. Женат. У него есть дочь Алина и три внука. Похоронил двух сыновей 32-летнего Сергея и 41-летнего Богдана.

 

Сейчас вы читаете новость «"Без веры в правдивое общество нам всем гаплык" ». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

10

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть