Высший админсуд поддержал решение предыдущих судебных инстанций, которые признали незаконным присвоение звания Героя Украины проводнику Организации украинских националистов Степану Бандере и главнокомандующему Украинской повстанческой армии Роману Шухевичу. Суд прислушался к аргументам адвоката Владимира Оленцевича.
Утром во вторник в суд приходят представители трех партий — Конгресса украинских националистов, УНА-УНСО и "Свободы". Держат партийные флаги. "Свободовцы" разворачивают плакат "Шухевич, Бандера — герои народа! Они воевали за нашу свободу". Видят донецкого адвоката Владимира Оленцевича, 57 лет.
— Грязь! Проститутка! Подножка Москвы! — кричат.
— Чего это вы меня на русском обижаете? — поднимает руки над головой и машет. Внутри говорит журналистам:
— Я подал иск, чтобы подчистить пантеон украинских героев. Ющенко за что ни возьмется, все извратит (звание героев Бандере и Шухевичу присвоил президент Виктор Ющенко. — "ГПУ"). По формальным признакам, Бандера и Шухевич не могут быть героями. Они умерли в 1950-х. А в законе четко написано: гражданами Украины стали лишь те, кто жил на территории страны 24 августа 1991 года. Нужно было сначала ввести их в гражданство.
— Указ о присвоении Героя Украины посмертно является актом индивидуального действия и не имеет отношения к этому положению, — объясняет в суде 78-летний Юрий Шухевич, сын главнокомандующего УПА.
— Наделив Шухевича и Бандеру званиями героев, Ющенко ущемил мои права. Я как гражданин Украины могу получить это звание, однако Ющенко присваивал его неживым украинцам, людям, которые не имели к Украине никакого отношения, — отвечает Оленцевич.
Председательствующий судья Игорь Шульман уходит в совещательную комнату. А слушатели этого дела переходят на этаж выше. Там в 14.00 начинается слушание относительно присвоения звания героя Степану Бандере.
— У кого-то есть ходатайство? — спрашивает председательствующий судья 57-летняя Екатерина Леонтович.
Оленцевич тянет руку и просит предоставить ему место за столом, где сидят участники процесса.
— Только живой человек может быть гражданином Украины. Посмертная награда автоматически снимает вопрос о гражданстве, — говорит Роман Орехов, представитель внука Степана Бандеры.
— Важно установить, проживал ли этот человек на территории Украины и был ли ее гражданином на момент смерти, — говорит Оленцевич. — Ответы на эти вопросы нам известны. Поэтому прошу предыдущие решения суда оставить в силе.
Игорь Шульман и Екатерина Леонтович признают законным решение Донецкого админсуда о том, что Виктор Ющенко не имел права подписывать указ о награждении Шухевича и Бандеры.
— Теперь они точно не герои. Пусть обжалуют эти решения хоть на Марсе. Но в Украине больше таких героев нет, — улыбается Владимир Оленцевич.
— Нет сомнений, что они просто ожидали звонка с Банковой, — рассказывает в коридоре журналистам нардеп-"нунсовец" Андрей Парубий, 40 лет. — За этим делом стоит Янукович. Курирует судебную схему "выдающийся юрист современности" Андрей Портнов. Эти решения — сигнал Кремлю, который начал фыркать, что недоволен Януковичем. У нас есть месяц, чтоб подготовить заявление в Верховный суд с требованием отменить эти решения. Если это не поможет, будем обращаться в Европейский суд по правам человека.
Рядом проходит Юрий Шухевич. Опирается на резную трость, потому что плохо видит. Его постоянно кто-то поддерживает под руку.
— Решение суда я назвал бы позорным, — говорит он. — Для меня оно большого значения не имеет. Можно сто раз признавать Шухевича и Бандеру героями или негодяями. Хоть бы что суд признал, они какие есть, такими и останутся.
Из зала заседаний выходит Оленцевич.
— О, Шухевич — это очень серьезно. Мы с ним не разговариваем, — тихо говорит.
Прижимается к стене коридора и ожидает, пока Юрий Романович пройдет. Поднимает с пола копеечную монету и кладет в карман.
— Это хоть серебряная? — с улыбкой спрашивает Парубий и ходит, не ожидая ответа.
— Часто спрашивают, заплатили ли мне "регионалы", — рассказывает адвокат. — К сожалению, нет. Хотя, если бы заплатили, нужно было бы с ними славу делить.
— Какие у вас планы? — интересуются журналисты.
— Сохранить потенцию и полноценно ее использовать. Отпустите уже меня, потому что нервы не выдерживают.
На суд пришел нынешний лауреат Шевченковской премии писатель Василий Шкляр, 60 лет. Шухевича и Бандеру стоило бы отметить наградой более ценной, чем звание Героя, считает он.
— Звание Героя дискредитировано. Смешно ставить в один ряд Шухевича и Татьяну Засуху (нардеп-"регионал", муж которой после оранжевой революции скрывается в России. — "ГПУ"). Для таких героев, как Бандера и Шухевич, нужно учредить высшие награды. В армии УНР был железный крест. А это мог бы быть золотой. Его должны были бы вручать самым самоотверженным защитникам страны.
Комментарии
85