Нардеп-"нунсовка" 46-летняя Ксения Ляпина садится за стол регистрации депутатов на втором этаже парламента. Посматривает на большой плазменный экран в кулуарах. На нем крутят запись заседания Верховного Совета 16 июля 1990 года, когда принимали Декларацию о суверенитете.
— Все думают, что мы сейчас скандальные депутаты. Пусть глянут, как когда-то в парламенте было живенько и эмоционально, — улыбается.
В зале как раз голосуют за отставку министра по вопросам чрезвычайных ситуаций Нестора Шуфрича. Берутся за закон "О референдуме".
О чем свидетельствует неожиданная отставка вице-премьера Владимира Семиноженко и министра Нестора Шуфрича?
— Есть глубокий мировоззренческий конфликт внутри коалиции и самой Партии регионов. Это противостояние между старой всевластной бюрократией, которая видит развитие страны в направлении советского типа, и новым бизнесом так называемых донецких отцов-содержателей Партии регионов.
Сегодня премьер является самым ярким представителем касты бюрократии. И что бы Азаров ни говорил об искреннем желании проводить реформы, он просто внутренне видит их по-другому. Потому и рождаются такие шедевры, как Налоговый, Бюджетный кодексы. Это стремление предоставить власти больше полномочий для господства над бизнесом, над обществом. А у бизнесменов противоположные интересы. Им выгодно, чтобы Украина развивалась по-европейски, потому что стоимость их капиталов зависит от конкурентоспособности страны.
Кто победит — бюрократия или бизнес?
— Тяжело спрогнозировать, потому что и у тех и у других не определена стратегию дальнейшей борьбы. Назначением Азарова премьером и формированием правительства в том виде, в каком оно есть, верх одержала бюрократия. Но последние отставки и скандалы — сигнал, что вторая половина поняла: нужно воевать не на жизнь, а на смерть.
Старая бюрократия опытнее в аппаратных играх, потому что на этом выросла. Бизнесменов обкручивают, обходят, не позволяют реализовать ни одной реформы.
На чем основывается утверждение, что за 100 дней Янукович сделал то, чего Ющенко не достиг за пять лет?
— Он сделал то, чего Ющенко принципиально не хотел делать, — Ляпина начинает активно жестикулировать. — Сконцентрировал власть для своего личного удовольствия. А Ющенко хотел построить демократию. Потому что любая сконцентрированная власть действует против свободы слова и демократии.
Что такая схема управления дает президенту?
— Гарантии, что его никто не подвинет. И не больше.
Как дальше будет вести себя глава государства?
— Будет сидеть и надувать щеки. Он к этому стремился все последние 10 лет. Страна же, кроме потери свобод, ничего не получит. Люди еще в иллюзиях. Они устали воевать, думали: власть будет решать их проблемы. А она решает только свои. На бунт нет потенциала, потому люди пережидают. Но эту власть нельзя переждать. Она пришла сидеть. Ее главная цель — "держать попу" на завоеванном месте.
Янукович будет сидеть и надувать щеки. Он к этому стремился все последние 10 лет
Социологи говорят, что у президента высокий уровень доверия.
— Каждый новый президент имеет полгода кредит доверия. А со временем его нужно выплачивать. Но Янукович стремится реализовать сталинскую концепцию: "Неважно, как люди голосуют, важно, как кто считает". То есть, чтобы его уже невозможно было переизбрать.
Как воспринимать заявления президента о готовности к серьезным реформам?
— Может, лично Янукович и хотел бы что-то сделать, но окружение не даст. Мешает и его привычка изменять позицию во время игры. Например, правительство предложило предоставить чрезвычайные полномочия налоговой службе. Бизнесмены "Регионов" поняли, что это разрушает страну. Они надоумили Януковича подать законопроект, чтобы убрать эти полномочия. Но когда дошло до голосования в зале, Янукович отозвал его. Вероятно, пришли уже старые бюрократы и настояли опять на своем. Вот и весь реформатор Янукович. Это его стиль жизни. У него нет твердых убеждений.
Но до осени власть обещает убрать все плохое из Налогового кодекса.
— Над документом работают три разных рабочих группы. К гадалке не ходи — победит линия Азарова. У него больше всего власти. То есть, налоговая администрация останется всевластной.
Как объяснить разное виденье принципов Налогового кодекса у правительства и Администрации президента?
— В Администрации представлено бизнес-крыло "регионалов". И то, что кодекс еще не приняли, — их победа. Это был первый явный конфликт во власти.
Для получения кредитов Международного валютного фонда правительство должно начать пенсионную реформу, повысить цены на газ. Пойдет ли власть на это перед местными выборами?
— Выходит, будто МВФ — злой бабай. Нет, там просто говорят: "друзья, мы готовы давать деньги на развитие, когда ваши расходы будут отвечать доходам". А у нас две колоссальные дыры — Пенсионный фонд и "Нефтегаз". Нужно переходить к накопительной пенсионной системе, поднять пенсионный возраст для женщин, отменить льготы для военных, милиционеров, которые в 45 лет выходят на пенсию. Но правительство бюрократов в принципе не понимает, что такое накопительная система. Оно мыслит советскими категориями. Для них отчисление в Пенсионный фонд — это просто налог, а не инвестиционный ресурс. То же с "Нефтегазом".
"Регионал" Владимир Рыбак говорит, что устранение из местных выборов молодых партий (Яценюка, Кириленко, Гриценко, Тигипко) — это проблема исключительно этих партий. Власть здесь своего интереса не имеет.
— Если бы их это не интересовало, они бы не вводили эту антиконституционную норму, — улыбается Ляпина. — Как раз "регионалов" очень волнует конкуренция. А так на Востоке они обезопасили себя от Тигипко, на Западе — от Яценюка, Гриценко, нашей партии "За Украину". Потому закон "О местных выборах" против нас и борется.
Что будет с блоками, которым запретили принимать участие в местных выборах? Например, с блоком "Наша Украина — Народная самооборона"?
— Его уже и так давно нет. Окончательно жизнь блока закончилась, когда почти вся "Самооборона" побежала в коалицию. Хотя единства не было еще на этапе формирования НУ-НС.
Общество нуждается сегодня в новых лидерах. Где их взять?
— Выращивать.
Кто должен этим заняться?
— Например, наша партия "За Украину" над этим работает, Яценюк — тоже, и Гриценко... Но я не могу сейчас их назвать. Как только вырастут, сразу все увидят.
Какой стержень должен быть у такого лидера?
— Главное, чтобы внутри были убеждения. Люди устали от политиков, которые постоянно из одной стороны "мечутся" в другую.
Ляпина сбрасывает звонок на мобилке. Откладывает ее в сторону.
— А пока мы бьем властную скалу. И я вижу, что она дает трещины. Значит, правильно бьем.
Дочку родила в 21 год, когда была студенткой. Через год — сына.
— А дочь родила мне внука в 19 лет, — говорит Ляпина. — От сына у меня внучка.
Ставит возле себя мобилку "айфон" и показывает фото внуков.
— Из-за работы мало времени им уделяю. Надеюсь, с внуком поеду в Крым, на море. Люблю автомобильные путешествия. Когда едешь по стране машиной, то видишь жизнь в деталях. Скоро с мужем хотим поездить по северной Европе. Летим в Роттердам, а там возьмем машину в аренду.
Собирается с мужем в Грузию
Ксения Ляпина окончила столичный политех и экономический университет. Работала инженером на предприятии "Октава". В 1990-х начала заниматься бизнесом.
— Мы с мужем разрабатывали и продавали программное обеспечение, консультировали предпринимателей, — говорит. — Вступили в Ассоциацию содействия развитию частного предпринимательства "Единение", потому что сталкивались из "беспределом" власти. Оттуда попала во внештатные консультанты к премьеру Ющенко. По вопросам защиты предпринимательства работала с Юрием Ехануровым, Иваном Васюником. Они меня и привели в политику.
В августе Ляпина собирается с мужем на грузинский курорт Батуми.
— Хотим посмотреть, как с помощью прекрасного бизнес-климата с советского места, типа нашего Крыма, сделали ривьеру, не хуже французской.
Комментарии
1