"Я буду с тобой, ты будешь со мной, и мы вместе пойдем гулять под луной" - такая песня звучит в трубке, когда звоните бывшему нардепу-коммунисту 72-летнему Юрию Соломатину.
На съезде Компартии Украины в субботу, 3 октября, он предложил выдвинуть кандидатом в президенты не лидера партии Петра Симоненко, а его первого заместителя Игоря Алексеева. Раскритиковал и принцип создания Левого блока:
- Почему в блок вошло только четыре политические силы - Компартия, "Справедливость" Станислава Николаенко, Союз левых сил Василия Волги и Социал-демократическая партия (объединенная) Юрия Загороднего? На этот вопрос я не получил ответа.
Было подано таким образом, что Блок левых сил - уникальный. Это якобы долгоиграющий проект на следующие выборы. Договорились, что коммунисты в избирательных списках будут иметь 50% мест, а партии Николаенко, Волги и Загороднего получат другую половину. Но ведь в 80 процентах случаев сотрудничать будет не с кем, потому что у них не налажены низовые партийные структуры. Поэтому пока Левый блок - фантомное образование.
Вы за блок или против?
- Конечно, за. Но такой блок будет не один. Будет еще у Александра Мороза вместе с Партией детей войны и Сергеем Тигипко. Также - у Натальи Витренко. А еще - у Иосифа Винского. Будет три или четыре левых блока. Именно этот тезис вызвал на съезде сопротивление. Партия оказалась не готова к реалистической оценке ситуации.
Почему вы предложили вместо Симоненко выдвигать в президенты его заместителя - Игоря Алексеева?
- За каждым из нас с 1993 года тянется определенный шлейф позитива и негатива. Навешивать всех этих собак будут на первое лицо в партии. Поэтому надо найти способ дистанцироваться от таких обвинений на какое-то время.
Василий Хара говорил, что ушел из фракции Компартии, поскольку не мог смириться с тем, что Симоненко брал деньги за голосование по определенным законам.
- Многое говорят те, кто ушел от нас в партии "нуворишей". Но и без этого много негатива накоплено. Единственный способ отсечь это - сделать политическую рокировку. Поэтому я и предложил молодое лицо. Второй секретарь ЦК Игорь Алексеев моложе Симоненко на восемь лет, и за ним нет шлейфа ни позитива, ни негатива.
Но его не знают избиратели.
- Они знают Компартию. Я понимаю, что у Алексеева нет опыта и в депутаты он пришел сразу из дипломатов. Но если бы ко мне прислушивались, то Симоненко мог бы возглавить центральный избирательный штаб Алексеева - кандидата от Блока левых сил.
Разве Симоненко на это может согласиться?
- Тогда бы мы доказали общественности, что во главе нашей политической силы стоит ответственный человек, для которого партийность выше амбициозности. Но после этих слов в зале начались выкрики, что я не то говорю. Потом стали спрашивать: кого же мы должны "мочить"? По этому поводу у меня есть четкая позиция. Мы должны находить соратников. Даже среди буржуазных партий под общедемократическими лозунгами. В лидерах сейчас Виктор Янукович, а в спину дышит Юлия Владимировна, так нужно присматриваться к ним. Если наша партия и предводители постоянно говорят, что мы сторонники православной восточнославянской цивилизации, то нам ближе Янукович. А Тимошенко тяготеет к европейской интеграции, поэтому я и предложил политически "мочить" ее. Да, Янукович - непоследовательный, обещал русский язык и социальные стандарты, но не выполнил. Он - нехороший человек, но наш человек. Он отирался возле российского патриарха, якшался с Путиным и Медведевым. Так пусть они используют все возможности влияния на него, чтобы он не склонялся ни в сторону Ющенко, ни в сторону Тимошенко.
Деньги нужно брать так, чтобы об этом никто не знал
Как отреагировал на ваше выступление Симоненко?
- Стал раздраженным. Но потом сказал, что в партии - демократия. А Игорь Алексеев мое предложение выдвинуть его кандидатом в президенты назвал провокацией. Надеюсь, страсти улягутся и мы вернемся к обсуждению предложенных мною проблем.
Если и дальше к вашим предложения не будут прислушиваться, уйдете из партии?
- Я поступал в одну партию и навсегда. У меня отец был старый большевик. В 1992-1993 годах много сил приложил, чтобы возродить партию.
А теперь вместо вас в избирательные списки включают людей, которые ничего не сделали для партии. Не обидно?
- Я никогда этот вопрос не затрагивал. Единственное, что я хочу, - чтобы партия не сворачивала с верного пути. И еще стараюсь помогать молодым своим партийным опытом.
Следили, что за два года в парламенте они сделали?
- На одном из пленумов я сказал, что недоволен положением дел в нашей фракции. Больше всего у нас выступает "передаю слово Петру Николаевичу Симоненко. На втором месте сам Симоненко. Когда я был в Верховной Раде IV созыва, то работал 16-18 часов в сутки и имел 600 выступлений с места и трибуны. Я был на первом месте, а Симоненко - за мной. Мне упрекали, почему я так много выступаю. Я ехал в Верховную Раду без чего-то двенадцать ночи, потому что запись на выступления была с 0 часов 1 минута. И записывался по всем вопросам. Предлагал однопартийцам: если кто хочет выступить, то готов передавать слово. Если нет, то выступал сам.
Не стыдно вам за однопартийцев, которые критикуют власть, а сами часто поддерживают выгодные правительственные законопроекты? Не голосовали за отставку Тимошенко, после чего получили должность председателя Госкомитета лесного хозяйства. Сына коммуниста Мармазова вернули в Министерство внутренних дел ...
- Не перечисляйте, я это все знаю. Это один из хвостов, который нам припомнят.
И при этом Симоненко говорит, что "Ющенко, Тимошенко, Янукович и Яценюк – это "патроны" из одного олигархического нагана, который направлен на народ".
- Дело не в том, можно ли сотрудничать, а ради чего и как не запятнать свое политическое лицо. Поэтому я и внес предложение о политической рокировке.
Говорят о том, что коммунисты часто поддерживают решение не только за должности, но и за деньги. Так, якобы в декабре за голосование о назначении Литвина председателем Верховной Рады получили 50 миллионов долларов, а Симоненко с Грачом чуть не подрались, потому что не могли их поделить.
- Никто этого не доказал.
Коммунисты везде говорят, что борются против олигархов. Но вас финансирует мультимиллионер, еще и гражданин России Константин Григоришин.
- Я не имею к этому никакого отношения. Но разве будет правильно, если Компартия будет ходить с голым задом?
Анатолий Гриценко, Арсений Яценюк, например, утверждают, что можно существовать за членские взносы.
- Врут. Сегодня ни одна партия не существует за членские взносы. Даже та же Витренчиха. Ну и что, если мы берем деньги у олигарха? Надо брать, но чтобы об этом никто не знал.
Кто мог бы стать преемником Симоненко, кроме Алексеева?
- У нас много умных людей, которые в тени. Сделано так, чтобы они не высовывались. У Петра Николаевича позиции очень прочные, потому что он сумел создать партийную вертикаль преданных ему сторонников. Это все поняли и стараются не перечить. Конкуренции нет.
Симоненко утверждает, что он единственный левый кандидат, который сможет выйти во второй тур президентских выборов и "разбить олигархическую парочку" - Януковича и Тимошенко.
- Это мечты Петра Николаевича. Мы будем бороться, но надо наработать организационные формы с другими левыми, доказать общественности, что мы дееспособные. А президентские гонки - это не наша игра. Это тренировки, чтобы привлечь внимание и накачать мышцы для следующих выборов в парламент и органы местного самоуправления.
"Сталина сейчас не хватает"
Юрий Соломатин был народным депутатом от Компартии в третьем и четвертом созывах Верховной Рады. Возглавлял комиссию по расследованию финансирования избирательной кампании кандидата в президенты Виктора Ющенко. В 2006-ом и 2007-ом оказался на непроходных 68-м и 145-м месте избирательного списка. С 1993 года до 2003-го возглавлял Киевский областной комитет КПУ.
Имеет двоих дочерей от второй жены - 22 и 25 лет. О первой семье вспоминать не любит. Говорит, первая жена и их 45-летняя дочь живут в России.
- У меня отец русский, а мать - украинка. По паспорту я русский, - говорит. - Считаю, что Сталина на весь этот беспорядок сейчас не хватает. Он быстро всех поставил бы на место.
Комментарии
24