Офис Прогрессивной социалистической партии — в старом доме на Крещатике. Кабинет Натальи Витренко и Владимира Марченко небольшой. У окна два сдвинутых стола. На них папки документов, газеты. На стенах с голубыми обоями — большие фотографии митингующей Витренко. Среди книг в шкафу — одна о политике Путина. Есть и "В.И. Ленин — жизнь и деятельность".
Почему не пошли на выборы вместе с Партией регионов?
— В 2004-ом мы поддержали Януковича из-за геополитических рассуждений, — Марченко разговаривает на русском. — Хотя он — представитель буржуазии. Но в этот раз бизнес-структура "регионалов" решила, что партия должна идти на парламентские выборы самостоятельно. Выходит, в 2004-ом все работали на рейтинг Януковича, а потом Партия регионов сказала: "Ну а теперь это все мое". Классический политический бросок. Нам и не предлагали войти в список. Знали, что партию свою никогда не распустим. Янукович боится конкуренции Витренко.
Говорят, что вас финансирует Россия...
— Нет, это надумано. Если бы нас действительно финансировали извне, это для кое-кого было бы очень выгодно. Раздули бы скандал, чтобы нас опустить. Сейчас Луценко замолчал, а всю избирательную кампанию говорил: у нас бандиты в списке, кто-то финансирует. Мы четыре суда выиграли. Два лично у Луценко и еще два — у Министерства внутренних дел. Этот шакал гавкал же постоянно.
С Лукашенко отношения поддерживаете?
— В 1995 году Витренко выступила с предложением альтернативного курса. Лукашенко тогда победил на выборах, и белорусское посольство попросило Наталью Михайловну перевести ее программу на русский язык. Передали Лукашенко. Все, что он сделал, совпадает с предложениями Витренко. Суть идеи: или государство поднимает промышленность и сельское хозяйство, или все распродается.
Витренко несколько раз встречалась с Лукашенко.
Акции протеста в Феодосии — это проект России?
Марченко смеется:
— Это "галюки" Горбулина. Я его публично назвал "использованным презервативом" всех режимов. Был при Кучме, при Кравчуке. Теперь Ющенко — опять он влезает в Совет национальной безопасности и обороны.
Этот шакал гавкал же постоянно
Протесты в Феодосии — это наша позиция. Москва здесь ни при чем. Продажная власть не могла поверить, что партия способна организовать такое сопротивление. Они не по-ни-ма-ют, — растягивает склады, — что такое партия по убеждению. Наши люди едут без денег.
Когда-то народный депутат Павел Мовчан в Верховной Раде при всем народе намекнул Владимиру Марченко на его близкие отношения с Натальей Витренко. После этого в кулуарах Марченко его побил.
Сейчас вам уже об этом не намекают?
— Мне — нет, потому что реакция известна. Однажды пришла девочка — журналистка. "Ходят слухи о ваших отношениях". Я говорю: "Девочка, а мне только что сказали, что ты — панельная проститутка". Она покраснела: "А вот мне интересно..." — "Ну мне же не интересно, как ты ножки поднимаешь!" То есть, есть такие вещи, о которых просто неприлично спрашивать.
Марченко вспоминает, как познакомился с Витренко в 1991 году. Это был учредительный съезд Социалистической партии:
— Выходит женщина: "Вы не о том здесь говорите. Международный валютный фонд входит в нашу страну. Стране уготовлено порабощение, развал и социальные потрясения". Когда выступила, ей сразу же предложили войти в политбюро. Мы нашли общий язык. Я — рабочий. Об этом сейчас немногие говорят. Говорят: "Марченко — крикун!" После института приехал с семьей в Сумскую область на Роменский завод автоматических телефонных станций. У меня там карьера взлетная была. Депутатом избрали как альтернативу первому секретарю компартии Климову. Уважали, потому что знали — этот станок или разработал Владимир Марченко, или разработали под его руководством. Был я капитаном заводской команды по волейболу, чемпионом области по рыболовле. Когда избрали депутатом, я уже сформировался как специалист. Знаю, люблю производство. В политику пошел, чтобы его поднимать. А здесь — обвал. Либерализация, открытый рынок. Дурня какая-то.
Что сейчас с вашим роменским предприятием?
— Развалилось, — говорит грустно. — Хотя было несколько проектов. Парламентская делегация во главе с Плющом ездила в Китай. Я привез оттуда заказ, иду к директору: "Переходите на аренду с выкупом, я заказ обеспечу!" — "Да что ты такое говоришь?!" Он был убежден, что государство никогда не откажется от управления экономикой. Сейчас прихожу — слезы текут. Я же все своими руками создавал! Развал промышленности в Украине — это мои личные счеты с Кучмой, Кравчуком, Ющенко.
Марченко показывает фотографию, где Наталья Витренко, смеясь, держит большую щуку:
— Сама поймала на спиннинг, — хвастается. — Рыбачить я ее научил.
22 октября 1953 — родился в г. Славянск Донецкой области
1976 — окончил Харьковский институт радиоэлектроники
1990 — народный депутат
1991 — один из основателей Социалистической партии
1991 — знакомится с Натальей Витренко
1994 — народный депутат
1996 — вместе с Натальей Витренко выходит из фракции Соцпартии и учреждает ПСПУ
1998 — народный депутат
Комментарии