В приемной заместителя председателя Партии регионов Бориса Колесникова, 46 лет, висит фото с Майдана Независимости в бело-синих тонах. На нем сторонники "регионалов" протестуют против досрочных выборов в 2007-м.
Нардеп простужен. На столе лечебный спрей от насморка. Пол застелен мягким ковром. Комната заставлена резной мебелью в стиле ретро. Окна выходят на ул. Липскую, которая ведет к Верховной Раде. На стене позади рабочего стола висит карта Украины, разделенная на избирательные округа. Это напоминание о том, что на предыдущих выборах Колесников возглавлял избирательный штаб Партии регионов. Теперь этим занимается лидер "Регионов" Виктор Янукович.
Депутат встает из-за стола, идет навстречу. Предлагает сесть в мягкие кресла возле низкого журнального столика справа от входа. Спрашивает, не холодно ли в кабинете. Мол, включил кондиционер, потому что хочет курить.
Когда думаете, много курите?
— Да нет. Было бы чем думать, то было бы легче. А то — что куришь, что не куришь... — улыбается. Разговаривает по-русски.
Политическая ситуация выглядит запутанной. Что происходит в парламенте?
— Власть не совсем представляет себе глубину кризиса. Хотя к мировому наш отношения не имел. До определенного момента. Еще в мае мы говорили о том, что годовая инфляция достигнет 30 процентов. В июле пытались отправить правительство в отставку — не хватило голосов. Но подтвердили, что только Партия регионов является принципиальной оппозицией. Все остальные, в частности и коммунисты, — это власть. Потому что через пять дней после того они получили две должности в Кабмине. Но это уже в прошлом. Что делать сегодня? Четко была озвучена позиция и моего друга Рината Ахметова, и то же говорил Ющенко: нужно немедленно спасти финансовую систему и государственными заказами помочь национальным производителям.
Что нужно делать действующему премьер-министру?
— Это правительство и в спокойной ситуации не знало, что делать.
Досрочные выборы в Верховную Раду вообще состоятся?
— Мы выборы не инициировали, но с технической точки зрения их невозможно провести ранее конца зимы или начала весны следующего года.
Возможно ли создание новой коалиции?
— Может быть. Но любая коалиция из нынешних участников — циничный обман избирателей. Вы же помните предвыборные обещания не создавать коалицию с Партией регионов. Вот и не создали. Хочу посмотреть, с какими лозунгами они теперь пойдут на выборы.
Часы стоят 450 тысяч долларов
Но Тимошенко предложила создать коалицию со всеми фракциями.
— Официального предложения не было. Но Янукович конструктивно предлагал, и Ющенко тоже — еще в прошлом году в октябре. Есть три силы, которым доверяют 80 процентов украинцев. Это Партия регионов, Блок Юлии Тимошенко и "Наша Украина". Почему не создали коалицию?
Должность премьера...
— Отходит тому, кто получил больше всего голосов. Но это не самоцель. Просто на руководителя правительства ляжет ответственность за ситуацию в стране. И если Янукович не будет премьером, Партия регионов все равно должна будет взять на себя результаты работы правительства, не имея рычагов для преодоления кризиса.
Это значит, что коалиция невозможна, потому что Тимошенко не уступит эту должность.
— Это проблема Тимошенко, — говорит нардеп и обращается к фотографу. — Отдохните, может, чаю вам заказать? А то мы так не покурим (обычно политики стараются не фотографироваться во время курения. — " ГПУ"). Вам нужно девушек красивых снимать, а не старых маразматиков.
Колесников берет пачку "Мальборо". Надпись о вреде курения на ней — на английском. Чиркает золотой зажигалкой. Запаха дыма почти не слышно. За час депутат выкуривает пять сигарет.
Во время выборов партии соревнуются не в вопросах реформ, а в конфликтных вопросах — языка, НАТО, исторической памяти.
— Это плохо. Но если эти вопросы решить через референдум, то они покажут, что большинство украинских политиков — голое. Всем этим популистским движениям типа Олега Тягнибока, Наталии Витренко не с чем будет идти на выборы.
Проблема русского языка — это же не вопрос отношений с Россией. Это внутренний вопрос народа Украины. Никто же не говорит, что нужно уничтожать один язык за счет другого. Давайте не уподобляться большевикам. А для того, чтобы действительно утвердить украинский, чтобы он никогда не исчез, нужно значительные финансовые ресурсы инвестировать в поддержку украинской литературы.
Колесников сидит, подавшись немного вперед. Время от времени кончиками пальцев касается узла галстука, как будто проверяет, не сдвинулся ли. Машинально подводит пружину часов "Гребель Форси" с двойным турбио ном, расположенным под углом в 30 градусов. Такой механизм сводит к минимуму влияние земного притяжения на точность хода. Детали — из драгоценных металлов, ручная работа. Даже ремешок имеет золотые застежки и сшит из кожи аллигатора. Такие часы стоят $450 тыс.
Как Украине построить нормальные отношения с Россией?
— Наша власть, вместо того чтобы решать внутренние украинские проблемы, создает внешние. Мы должны использовать все возможности для продвижения наших товаров и услуг на все доступные рынки. Потому конфликты с Москвой по меньшей мере необоснованны.
Но Кремль постоянно осуществляет на нас экономическое и информационное давление, ссорится с нашим Министерством иностранных дел.
— Наш МИД — вершина маразма. Разве это защита национальных интересов? Вот в США: защитить каждого американца в мире посол выезжает, где бы ни произошел конфликт. А у нас — типично совковые посольства. Там и дальше сидят прежние агенты КГБ. Где во времена СССР работал экс-министр иностранных дел Борис Тарасюк? В посольстве в Вашингтоне. Следовательно, он как минимум сотрудничал с КГБ, если не больше. А сегодня надел рубашку национал-патриота. В украинском МИДе новой демократической школы дипломатии еще нет, а старая уже не нужна.
Вот если бы кто-то из ваших коллег был министром иностранных дел, а мэр Москвы Юрий Лужков приехал в Севастополь и объявил, что это не украинская территория. Что делать?
— А если приедет городской глава Киева в Краснодар и скажет что-то подобное? Кроме смеха, это ничего не вызовет.
Разница в том, что часть местных жителей это поддерживает.
— Нужно внимательно прислушиваться к населению Крымской Автономии, работать над инфраструктурными проектами, повышать уровень доходов в Крыму. Тогда всех этих эмиссаров будут воспринимать со смехом.
А к высказываниям Лужкова я отношусь негативно. Мы подписали Беловежское соглашение? Все, поезд ушел! Крым был, есть и будет Украиной. Но не нужно за 8–10 лет наперед затрагивать вопрос о завершении базирования российского флота. Это лишь скрывает отсутствие у нас смелых политико-социальных проектов.
Что происходит в Партии регионов? Несколько нардепов объявили о своем выходе.
— Что-то, кроме Тараса Чорновола, никто заявления не подал.
Василий Грицак в нескольких интервью объявил о таком намерении.
— Все депутаты прошли в парламент в составе Партии регионов. Не было "блока Василия Грицака". Если он честный человек и в самом деле решил уйти, то должен отказаться от мандата.
Поговаривают, что Грицак, Дмитрий Табачник и еще несколько нардепов готовятся
перейти в Компартию.
— Это их право. Но готова ли Компартия их принять?
Отход Табачника демонстрирует уровень вашего влияния? Ведь это вы предложили
выгнать его за заявление о том, что бизнесмены Партии регионов "стремятся
договариваться с президентом".
— "Регионалы" дважды набрали на выборах больше всего голосов. Это же не Диме Табачнику мы обязаны этим результатом! А руководителям предприятий, которые работают в регионах и пользуются уважением. А Табачник у нас первый раз был в списке. Он публично оскорбил этих руководителей предприятий, которые создавали партию.
Я всегда говорю: бизнес никогда не предаст. Чиновников среднего звена нужно остерегаться, потому что они зависят от принадлежности к власти. Как-то можно примириться с их присутствием в избирательном списке. Но когда они начинают делать вид, что радикалы... Это даже не смешно, это — трагедия. Если завтра кого-то из них позовут на какую-то должность во власти, то они забудут партбилеты на подоконнике и побегут со спущенными штанами.
Когда отставляли Яценюка, был ли план кого-то избрать вместо него на должность председателя Верховной Рады?
— Нет. Но мы не отставляли, а удовлетворяли его заявление об отставке. Он повел себя крайне неэтично в этой ситуации. Потому что по коалиционному соглашению после распада коалиции спикер и премьер должны были подать в отставку. Яценюк сделал красивый европейский жест — подал в отставку. Но потом побоялся уйти. Это стыд для политика!
А второе — Владимир Литвин справедливо заметил, что в антикризисном законе, который приняли в зале, была изменена формулировка перед подачей его на подпись президенту. А это уже служебная подделка. То есть Яценюк оказался не европейским политиком, а советским.
1962, 25 октября — Борис Колесников родился в Мариуполе на Донетчине
1991 — генеральный директор торговой фирмы " Юг"
1997 — окончил Донецкую государственную академию управления
1997 — гендиректор производственного объединения "Киев-Конти"
1998 — вице-президент футбольного клуба "Шахтер"
2001 — председатель Донецкого областного совета
2005 — арестован по обвинению в вымогательстве. Дело закрыли, потому что не обнаружили состава преступления
2006, 2007 — народный депутат от Партии регионов
Комментарии
4