"Я не уверен, что правящая партия сможет демократично передать власть"
Из "мерседеса" выходит 58-летний Виктор Ющенко, президент Украины 2005-2010 лет. Разговаривает по мобильному. На первом этаже в большом зале партийного офиса "Нашей Украины" на столичном Подоле его ожидают руководители областных штабов. Должны провести совещание.
— Кофе, чай, водка, самогон? — шутит с нами Ющенко. Говорит, что во времена президентства "подсел" на кофе. Заказывает секретарше лате.
Кабинет украшен деревом. За стеклом в шкафах много книг и журналов. Посередине — деревянный стол, на котором выложены писанки. Стоят бутылки с минералкой, ваза с конфетами и засушенной калиной. Напротив — камин, над которым висит портрет Тараса Шевченко.
Как изменилась ваша жизнь за два с половиной года после президентства? О чем были ваши мысли?
— Когда отходишь от службы, которая была последние пять лет, естественно, берешь паузу. Нация сделала выбор. Я его не разделяю, но уважаю свою нацию. Дальше моя задача сделать так, чтобы она была мудрее, жила достойнее. У нас должен быть один приоритет — национальный. Проиграешь национальный вопрос — ни пенсия, ни зарплата, ни социальная помощь — ничто тебе не будет в радость. Рано или поздно это все развалится.
Что для вас означает подписанный Януковичем языковой закон?
— На поверхности чисто технологический прием, цель которого — самым простым способом мобилизировать электорат.
Каким было бы правильное решение языкового вопроса?
— Кое-кто так легко говорит:"Давайте заменим Януковича, Табачника, и проблем не будет". В действительности нужно копнуть глубже. Я очень критично отношусь к министру образования, но говорю: его породило несколько миллионов людей, которые избрали действующую власть и имеют приблизительно такое же мнение о моем родном языке, как господин Табачник. Если хотим выиграть украинский вопрос — нужно выигрывать не на декларациях, а в диалоге. Делать такую политику, которая множила бы с каждым днем украинское пространство, украинцев.
Кто этот диалог должен вести?
— Власть. Для чего политические силы? Чтобы противоречие в обществе разрешать не на поле гражданской войны, площадях, революциях, а в диалоге. Однако сегодняшний диалог между политическими игроками, особенно первой лиги, не дает примера, как тянуться к лучшему. Он мне как гражданину предлагает привыкать к милитарной тематике: фронт, война, агрессия. В диком обществе это может быть. В цивилизованном — есть диалог, программа, где сказано: "У меня есть хороший план для Украины". Возможно, у кого-то лучший, давайте обсудим. Так творится прогресс. А у нас 90 процентов человеческой энергии тратится, чтобы показать, что кто-то бездарь, а тот — еще хуже. И тогда может быть Янукович-2, Янукович-3.
Оппозиция говорит, что мы имеем бездарную неукраинскую власть. Ее нужно сменить. Согласен. Но это все ровно, что прийти в храм и сказать: "Бог — есть". Это понятно. Власть нужно сменить, но на кого? Какой план нашей жизни на завтра? Сейчас в демократическом корпусе идет самопоедание — своих же братьев.
Какие основные угрозы существуют для Украины?
— Наибольшая нас сопровождает уже 22-й год — слабая национальная интеграция. Проявляется она в том, что по большинству ключевых, нациетворящих вопросов нет дискуссии.
Мы стали изолированнее от внешнего мира. Такое впечатление, что относительно Украины взяли политическую паузу. Кое-кто из украинских политиков говорит, что нужно дать власти урок — призвать Запад к изоляции, бойкоту спортивных игр, внешневедомственных встреч и так далее. Я не хотел бы, чтобы отношения между двумя-четырмя-шестью людьми переносились на перспективы 46 миллионов. Если сегодня не будет проводиться евроинтеграционная политика, имейте в виду, пойдет обратный процесс. Нужны будут не год и не пять, чтобы вернуться к точке, в которой мы сейчас. Сознательно или неосознанно авторы такой политики толкают украинцев к потере диалога с нашими партнерами в Европе, мире. Это подталкивание Украины к белорусскому варианту.
25 августа — "экватор" президентского срока Виктора Януковича. Какие его основные ошибки?
— В клубе президентов давать оценки не принято, потому что это хуже характеризует тебя. Я скорее говорил бы о процессе, почему мы проиграли как нация. Больше всего стоит огорчаться из-за того, что внутри страны мы нестабильны, менее интегрированы, появилось больше трещин по разным вопросам. Мы не так сроднены, как пять лет назад. "Политика унижения" достигла общенационального масштаба.
О чем не сделанном за время президентства сожалеете?
— Я очень верил в свою нацию. Она прошла такие сложные испытания, что эти пласты памяти достигают не пяти и не 10 лет. Понимание таких вещей толкает тебя к решению — или ты как президент ставишь задачу вывести нацию на свою тропинку, или ты политик-флюгер, который думает, как выиграть следующие выборы, — и впадаешь в популизм. Я выбрал первый путь, хотя хорошо понимал, что это не будет оценено нынешним поколением. Это — мировоззрение, которое в тебе. Которое принес твой отец, дали мама, твои коллеги, побратимы — те люди, с которыми ты проводил целые куски своей жизни.
Какими словами достучаться до нескольких миллионов "табачников" и отучить бить братьев в спину? Нужно говорить об истории, религии?
— Есть также другие вещи. Экономический прогресс, реформирование — это чувствительная механика. Я человек, который провел национальную денежную реформу, ее считают лучшей в Европе за послевоенный период. Экономика — простая наука. Нуждается в одном — климате. С 1991-го по 2004 год в Украину было вложено $6,7 млрд инвестиций. С 2005-го по 2009-й — $36,6 млрд. Экономика не даст продукцию, если в нее не вложили — или в землю, или в движимые или недвижимые активы. Нужно привнести кровь в экономику, и будет отдача. Будут рабочие места, будет приличный валовой продукт. Тогда не нужно заниматься популизмом. Эти 30 миллиардов пришли под мой политический курс. Сейчас проходит август 2012 года, и за эти восемь месяцев от нас убежало $4,5-5 млрд.
Эксперты не очень верят в вашу политическую силу. На что рассчитываете во время выборов?
— Хотим донести до украинцев то, что они до конца не услышали. Но не криком, не бигборды разрисовывать на дорогах. Главное — успеть объяснить, что в высшей лиге работают два монстра — Партия регионов и "Батьківщина". Они играют на понижение выбора и качества украинской политики. Это война. Поэтому мы привыкли, что у нас эти слова "фронт", "агрессия" — атрибутика повседневной политической жизни. Я не уверен, что правящая партия уже сможет демократично передать власть. Не уверен, что те, кто хочет власти, — могут честно и демократично ее получить. Поэтому им нужны "фронты". Если внимательно посмотреть на историю последних четырех-пяти лет, самые болезненные для украинской жизни решения, как правило, принимались "ширкой" (название несостоявшейся широкой коалиции Партии регионов и "Батьківщини". — "ГПУ"). Позорнейшее для экономической истории Украины Московское газовое соглашение было инициировано и проведено "Батьківщиною". У нас уже более $12 млрд штрафов за недобор газа. Нас называют четвертой страной мира с преддефолтным состоянием. А кто принял закон о языках? Партия регионов? Нет. Ей никогда не хватало мандатов. 30 голосов добавили "легионеры" из так называемой демократической силы, которая была в оппозиции. Как треть списка "Батьківщини" стали "тушками"? Смесь оппозиции и власти привела к тому, что объединили в один избирательный закон худший вариант пропорциональной системы с закрытыми политическими списками и худший вариант мажоритарной части выборов с уголовным подтекстом. Мы проведем честные выборы? Нет!
А какими будут выборы?
— Не было у нас большего закона с провокативными возможностями фальсификаций, чем этот. Мы не получили ответ на вопрос депутатской неприкосновенности. Поэтому в политику дальше идет криминалитет, очень часто рецидивисты. И это решение поддержала оппозиция.
В 2009 году ко мне пришла премьер-министр и подала текст новой Конституции. По ней 226 депутатов в парламенте назначают президента. В сущности — пожизненная власть. Выборов нет. Второй раздел — такое же вечное, пожизненное формирование института главы правительства. Премьер говорит: "Господин президент, возможно, вы подадите проект этой Конституции? А если — нет, то это сделают другие". Мои слова были приблизительно такие: "Пока я президент Украины, вы никогда не будете избирать будущего главу государства "ширкой" в парламенте". Через определенные каналы я предупредил обе стороны: как только в украинском парламенте появляется эта макулатура, я объявляю досрочные президентские выборы. И через несколько дней, как известно, в Киево-Печерской лавре одна из сторон сказала: "Да где она взялась, эта идея? Да никогда". И так далее.
Я уверен, что украинская демократия в своей основе необратима. Но сегодня мы в таком состоянии, что очень важен голос патриотической силы. Вопрос, услышат его или нет, лично для меня не так важен.
То есть пройдете ли вы в парламент, или нет — неважно?
— Да. Хотя я и сам себя спрашиваю: если украинцу это безразлично — жить в своем государстве, говорить на своем языке, ходить в свою церковь, иметь своих героев, проводить экономические реформы, солидаризироваться с Европой, быть открытыми и демократическими, — тогда как можно достичь того, чего хочет каждый человек? Не бывает высокой зарплаты в стране тоталитарного режима. Хочешь благосостояния — позаботься о демократии. Свободный человек намного производительнее и интереснее, чем раб. Если вы выбираете свободу — демократия даст вам и хлеб, и волю.
Ющенко входил в шестерку лучших банкиров мира
Виктор Ющенко родился 23 февраля 1954 года в селе Хоружевка Недрыгайловского района Сумщины. Закончил Тернопольский финансово-экономический институт. Работал в Госбанке и банке "Украина". С 1993-го по 1999 год — глава правления Национального банка. При его руководстве вместо купонокарбованцев была успешно запущена в обращение национальная валюта — гривня. В 1997 году по рейтингу журнала "Глобал файненс" Ющенко вошел в шестерку лучших банкиров мира.
С 1999-го по 2001 год на должности премьер-министра. С его руководством связывают ликвидацию долгов по пенсиям и зарплатам, рост внутреннего валового продукта и всех социальных выплат. Экономика перешла от бартерных расчетов к денежным.
В 2002 году возглавляемый Ющенко блок партий "Наша Украина" набрал на выборах в Верховную Раду 24,7% голосов и занял первое место.
В 2004-м Виктор Ющенко — кандидат в президенты Украины. Незадолго до выборов был отравлен. Дело расследуют до сих пор. В первом туре победил главного своего оппонента, выдвиженца власти и тогдашнего премьера Виктора Януковича. Второй тур выборов отметился многочисленными нарушениями законодательства. Из-за этого на улицы вышли сотни тысяч протестующих. События ноября — декабря 2004 года получили название оранжевая революция.
Перед тем как Ющенко занял должность президента, Верховная Рада проголосовала конституционную реформу. Она лишила главу государства значительной части полномочий. Украина перешла к парламентско-президентской форме правления.
В свободное время рисует картины, коллекционирует предметы народного быта, этнографические раритеты. Женат. У него пятеро детей и четыре внука.
Комментарии
422