Экс-министр внутренних дел 46-летний Юрий Луценко раньше в письменном виде отвечал на вопросы из тюрьмы на протяжении нескольких дней. Теперь на это уходит больше недели. Все из-за плохого самочувствия, говорят соратники. У Юрия Витальевича воспаление пищевода, больше 20 эррозий, язвы двенадцатиперстной кишки, поликистоз желчного пузыря, нарушения функций сосудов головного мозга. За решеткой он восьмой месяц.
Вы заявляли, что заместитель генпрокурора Ренат Кузьмин говорил вам о существовании "заказа на Луценко". Мол, арест был неотвратим. От кого исходил этот заказ?
— В тот день как раз назначили нового генпрокурора (4 ноября 2010 года. — "ГПУ") и Кузьмин, как претендент на эту папаху, от обиды был откровенным. Мне было сказано, что мое дело не стоит выеденного яйца, но заказ — с самого верха. Генпрокурор, ссылаясь на "государственное решение", требует от следствия быстрых результатов. Конкретная фамилия не называлась, хотя ясно, что давить на генпрокурора может лишь президент. Поэтому считаю необходимым допросить в суде как свидетелей и генпрокурора, и его первого заместителя.
За что вам мстят и что хотят этим процессом показать?
— Суд над Тимошенко и Луценко — это суд над лидерами двух парламентских фракций, которые на последних досрочных выборах привели в Верховную Раду большинство и отстранили от власти Партию регионов и премьера Януковича.
Секрет этой власти выдал дедушка Азаров: "Страх — сильное чувство". Держание Луценко в тюрьме было нужно Януковичу как публичная месть Майдану и как средство установления атмосферы страха в обществе. Я не страдаю самовлюбленностью, но смею утверждать, что если бы я имел возможность передвигаться по стране, оппозиция уже сегодня имела бы вдвое большую поддержку, чем нынешний правящий советский секонд-хенд.
Есть еще причины личностного характера мести Луценко. Помните, Янукович хвастался, что выиграет выборы с отрывом в 15 процентов. В реальности вышло только 3 процента. Причина — недопущение системой МВД традиционных фальсификаций Партии регионов.
МВД была проведена колоссальная работа в преддверие выборов. Паспортная система не дала возможности создать полмиллиона "мертвых душ" в списках избирателей Юго-востока. Были вычислены места, где планировали печатать фальшивые бюллетени. Был развеян миф о педофильском скандале в рядах БЮТ, что не дало возможности занизить рейтинг блока. МВД сумело минимизировать незаконный подвоз "простимулированных" людей на избирательные участки. Именно я просил друзей в Грузии послать международных наблюдателей для контроля реальной явки избирателей в Донбассе. Это мероприятие было сорвано президентом Ющенко, который лично требовал у руководства Грузии отозвать людей назад.
Вы шли на выборах парламента первым номером блока НУ-НС, дважды были министром. Какие ошибки допустили при власти?
— Много думаю об этом. Ошибок было достаточно и кадровых, и организационных. Например, в Полтаве один из новых руководителей областного УВД "обнаружил" экономическое преступление у главврача больницы лишь для того, чтобы его жена заняла руководящее место. Снять его я снял, но сколько таких деятелей гнали вал "показателей" в своих шкурных интересах.
Все вопросы сводятся к главному — почему Грузия смогла, а мы — нет? И на Майдане, и во главе блоке НУ-НС я с полной отдачей работал для единства демократических сил. Много раз уговаривал обоих лидеров (Ющенко и Тимошенко. — "ГПУ") работать в тандеме. Было очевидно, что без этого не провести через парламент ни одну реформу. Ведь именно продуманная программа законодательных изменений дала возможность президенту и правительству Грузии качественно и быстро изменить страну. У нас же президент не только не инициировал реформы, но и делал все для разъединения союзников.
Я долго был слишком наивным. Верил, что противостояние демократов — результат недоразумений. Отстранение от должности спикера Яценюка, который старался скоординировать деятельность парламентского большинства и правительства, стало окончательным доказательством, что президент сделал ставку на сотрудничество с "регионалами". И тут я допустил ключевую ошибку — ограничился заявлением о предательстве Ющенко. Я загруз в МВД и не попытался объединить рассоренную президентским балаганом команду. Не знаю, вышло ли бы что-то, но я не попробовал. Должен был добиться соглашения о новом объединении принципиальной части блока НУ-НС, доказать Тимошенко необходимость командных действий с нами, а не с политическими заробитчанами Литвина и Симоненко. Я дал слабину, обиделся на коллег и решил, что мое место — лишь борьба с фальсификациями в избирательном процессе.
Вышло, что и Яценюк, и Кириленко, и Гриценко, и я — в одиночку строили свои вроде и правильные, но слабые проекты. Эта разъединенность окончательно убила демократическую коалицию. Избиратели потеряли доверие и среагировали на это неучастием в выборах. Чувствую и свою вину.
Как действовать оппозиции сейчас?
— Я и Борис Тарасюк были чуть ли не единственными политиками в парламенте, которые на прошлых президентских выборах призывали объединиться против Януковича. При всех ошибках Тимошенко и недостатках в ее команде это (поддержка на выборах Тимошенко. — "ГПУ") было единственным шансом остановить антиукраинское наступление.
Я лично выступаю за формирование единого национал-демократического списка с единой программой евроремонта Украины. Все другое — глупые амбиции и замаскированные измены. Или единство, или поражение.
Верю в честные парламентские выборы на мажоритарных округах при Януковиче. Поэтому главная задача иметь по крайней мере 150 штыков единой оппозиционной команды. Это гарантия нашей реконкисты на следующих президентских выборах.
Как вести себя критически настроенным к власти людям?
— Должны вернуться к себе как украинцам. Ежедневно выжимать из себя раба и быть внутренне свободным. Ежедневно бороться с властью за свое достоинство. Должны не на митингах, а в семейном кругу, среди друзей, на работе постоянно отвоевывать украинскую идею. Мне близки слова первого чешского президента Масарика: "Большой исторический урок истории в том, что культура, образованность является крепкой политической силой, более длительной, чем сила государства, войска и экономики".
Какие ключевые проблемы нужно решить обществу?
— Без независимого суда никакие прогрессивные перемены работать не будут. Я также выступаю за принятие закона о суде присяжных и праве апелляции в суды стран Евросоюза. Это мгновенно изменит беззаконие в Украине.
Украина в тупике советской цивилизации. Чтобы выбраться из него, нужно немедленно начать декоммунизацию. Выходом мог бы стать закон о покаянии в коммунизме и защите украинского будущего. Главная идея такого документа в том, что строить страну могут лишь те, кто верит в ее демократическую европейскую модель. Для моральных инвалидов, которые хотя бы словами воспевают разные формы фашизма, двери власти закрываются.
Второе направление — устранение пяти семейных кланов, которые монополизировали украинскую экономику и стремительно выстраивают модель донецкой рабовладельческой олигархии. Страна, где вывод капитала в оффшоры превышает расходы Госбюджета, обречена на прозябание. Под боком у Кремля — на временное существование. Нужно немедленно и принудительно демонополизировать экономику, обеспечить развитие украинского среднего класса. Эти процессы — смерть нынешнего колониального режима. Недаром именно национально мыслящие активисты и свободные предприниматели сейчас живут со статусом презумпции виновности.
Что бы вы сказали президенту при встрече?
— Надо демонстрировать не сильную руку, а умную голову.
8
Столько открытых писем Юрий Луценко написал из заключения. Последнее — 21 июля.
Комментарии
84