- В Украине работал на строительстве разнорабочим. Носил мешки с цементом, строил стены. Обещали 1000 гривен зарплаты. На руки давали 700-800 гривен. Остальные - стройматериалами, курами-гриль из столовой, - рассказывает 32-летний Роман Олексюк из города Кицмань Черновицкой области. 13 лет живет в Италии в городе Беллуно, регион Венето. Там работают его сестра и мать.
- Друзья говорили, что надо ехать искать лучших заработков за границу. Моя мама тогда уже работала в Италии. Переговорил с ней, собрал чемодан и поехал. Хозяин дома, где она работала, не принял меня. Испугался чего-то. Среди ночи остался на улице. Пошел на парковку, где стоят микроавтобусы, которые возят работников и передачи. Подошел к одной машине, ко второй. Водители дали телефоны украинцев. Одна женщина тоже отказалась взять к себе. Испугалась, что трону ее двух дочерей. Так и сказала: "Пусть хлопец не обижается, но переживаю, чтобы не изнасиловал моих девочек". Хотя она знала мою маму. Отзвонился один парень. Он с матерью тоже приехал на заработки. Имели в своем распоряжении целый этаж. Поселили меня у себя.
С работой помог знакомый мамы. Устроил в пекарню, где работал его сын. Он нашел более перспективную работу и место в пекарне освободилось. Хозяин дал испытательный срок в три месяца. Кроме меня, было еще трое ребят. Работу получил я, потому что постоянно интересовался, как готовить булочки. Все до мелочей повторял за хозяином. Хотя на пекаря никогда не учился, технологию производства не знал. Даже дома ничего раньше не пек. Сам по профессии агроном, окончил учебу с красным дипломом.
- Самая большая проблема - язык знал плохо. Учил в свободное время. Слушал радио, смотрел телевизор, ходил в кинотеатры. Ничего не понимал, но смотрел и догадывался, о чем фильм. Специально выходил на улицу, прислушивался к местным. Пытался с ними говорить. Итальянцы приветливые. Когда общаются и видят, что их не понимают, повторяют сказанное еще и с помощью жестов. Исправляют слова, - продолжает Роман.
Мой начальник говорит на диалекте. С ним было сложнее. Поэтому он объяснял мимикой и на пальцах, как и что делать. Тесто готовит сам сеньор Карло. Я должен лепить разной формы булочки. Кладу на доски или подносы. Когда тесто подходит, ставлю в печь. Утром свежую выпечку доставляю клиентам. Наши булочки продаются в четырех супермаркетах, трех барах. Также есть ежедневные заказы от 150 семей. С 9:00 до 12:00 развожу к каждому двору и оставляю пакет в специальном ящике. Если хозяева дома, то подходят, здороваются. Раз в месяц привожу конверт. В нем сумма, которую должны заплатить за булочки и доставку. В среднем 30 евро - 850 гривен. Это если заказывали по две штуки в день. Выпечку продаем на килограммы, а не поштучно. Кило стоит 4,50 евро - 128 гривен. Итальянцы не набирают по несколько буханок. Ежедневно едят свежее. Дома много не готовят. Если планируется варить спагетти, то предварительно отвешивают 150 граммов - то, что реально съедят. Это я могу наварить макарон, чтобы ими позавтракать и поужинать. В первые годы в Италии экономил на всем. Ходил есть в пиццерию, потому что это дешево.
Наша пекарня расположена в выгодном месте. Рядом администрация, занимающаяся иностранцами. Выдают разрешения на пребывание, изготавливают загранпаспорта. Пока люди ожидают документы, есть время зайти за булочкой. Предлагал хозяину продавать еще и кофе. Но он не хочет заморачиваться. 40 лет готовит выпечку, менять ничего не хочет.
- В первые месяцы было трудно отключиться от мыслей, что дома ребята, девушки, наши традиции. В Италии сейчас никто не занимается никакими праздниками. У них просто выходной. Сидят дома на диване, - говорит Роман Олексюк.
- Несколько раз менял жилье, потому что поднимали арендную плату. Мебель, телевизор не покупал, потому что знал, что будут проблемы. Пришлось бы нанимать машину, перевозить. Это все стоит денег. Покупал вещи, которые мог бы запаковать в свою машину. Последний раз жил на чердаке ресторана, где мама работала помощником повара. Мама поздно заканчивала работу. Домой боялась ходить пешком. Оставалась ночевать там. Поэтому уже вместе с ней там и жил.
Потом решили вместе купить дом. Заплатили часть наличными, остальные деньги взяли в кредит. Хочу в будущем открыть собственный бизнес. Возможно, он будет с выпечкой. Но не просто пекарня, а совместно с кофейней. Для этого надо иметь жену и детей, потому что один в поле не воин. Трудно все потянуть. Успех приходит, когда дело делается вместе. В качестве примера беру итальянцев, они успешно ведут семейные бизнесы. Пока параллельно работаю в международной компании, продвигаю товары и услуги, связанные со здоровой пищей. Еще консультирую людей, как правильно питаться.
Комментарии