- Свадебную сорочку нельзя перепродавать или дарить. Считают, что отдаешь собственное счастье. Если родится дочка, передам ей, - говорит 28-летняя Лиана Книгницкая-Марковская. Участвовала в фестивале этнической и стилизованной одежды "Аристократическая Украина". Состоялся 30 июля на территории замка-музея "Радомысль" в городе Радомышль на Житомирщине. Показали одежду и украшения украинских дизайнеров, реставрированные народные наряды. Фестиваль основала директор замка, врач Ольга Богомолец.
Лиана родилась в селе Ясенов-Пильный на Ивано-Франковщине. Является актрисой столичного театра украинской традиции "Дзеркало". Стоит в собственном свадебном наряде после показа. Черные юбка и жилет расшиты золотым бисером и блестками. Наряд весит почти 5 кг.
- Такой свадебный наряд - только в моем селе, - продолжает. - Над костюмом полтора года работала мама. Столько вышитого, как у меня, нигде не видела. Мама хотела, чтобы я была самая красивая.
На Западной Украине свадьба длится четыре дня. Один из них называется "венок". Тогда надевают такой костюм. Когда заплетают к свадьбе, родители садятся в хате на скамье. Невеста сидит на коврике. В ее волосы вплетают барвинок, золотят позолотой. Приглашают бабушек петь, - добавляет Лиана.
Свадебные венки из Прикарпатья привезла бухгалтер 51-летняя Светлана Кравченко из Бахмута (бывший Артемовск - ГПУ) Донецкой области. Модели проходят по импровизированному подиуму во дворе замка. Босиком ступают по дорожке из разостланного домотканого полотна. Одеты в джинсы. На головах - венки с яркими помпонами.
- Помпоны делали из шерсти, красили натуральными красителями, - Светлана извиняется и переходит на русский. Руководит творческой мастерской "Оберег" в Бахмуте. Одета в блузку с голубо-персиковым вышитым народным узором. - В венки не давали синий или голубой цвета. Такие приравнивали к траурному - черному. Брали красный, оранжевый, белый.
Венок делали исключительно для молодой. Никому не передавали. Хранили дома как оберег. Это сейчас перепродают, арендуют. Пусть платье. Но голова, волосы были самым святым для украинки. Антрополог и этнограф Федор Вовк описывает, как ездил по селам проводить полевые исследования. Обмерял женщин. Они позволяли померить талию, грудь. Но никогда не давали дотронуться до головы и головной убор не снимали. Волосы несли мощную сексуальную энергию. С распущенными волосами ходили только проститутки и сумасшедшие.
Сейчас много правил нарушают. Когда-то на каравай ставили парную куклу. В свадебном поезде на конях, под уздечкой, всегда прикрепляли две куклы. А в моем детстве все девочки хотели стать невестой, потому что на свадебную "Волгу" сажали одну куклу в фате.
Светлану зовут одевать моделей к следующему показу. Будут представлять отреставрированный наряд Донецкого и Полтавского регионов.
В темной трапезной замка одеваются женщины. Светлана обворачивает бедра высокой девушки клетчатой плахтой - готовит образ молодой из Полтавщины. За пояс закладывает желтый шелковый платок с длинной бахромой по краям.
- Платок сохранился в семье нашей мастерицы из Бахмута. Им на свадьбе свекровь покрывала ее бабку где-то в 1901-1903 годах, - рассказывает Светлана Кравченко. На голову модели надевает высокий венок из искусственных цветов. - Такой стоил больших денег. Потому что делали его из натурального шелка. Мог быть тяжелый и большого размера. Ведь невеста на свадьбе лишь величественно сидела и медленно ходила. Недаром ее называли "княгиней".
Бойцов вынуждали делать куклы
Более 800 народных украинских кукол собрали участницы творческой мастерской "Оберег" из Бахмута (бывший Артемовск - ГПУ) Донецкой области. Также имеют коллекцию вышивки, плетения, петриковской росписи. Существуют 11 лет.
- Последнее наше увлечение - головные уборы и одежда, возникло с началом войны, - рассказывает руководитель студии Светлана Кравченко. - На наших глазах были первые раненные. Знаем, кто такие ДНРовцы. В 12 километрах от нас фронт. Война идет не из-за того, что Путин напал. А из-за того, что не все из нас осознают себя украинцами.
Резало по душе, когда говорили: "В Донецкой области нет культуры". Нам повезло как никому. Сюда переселялись целые села из Западной Украины, Польши. Поэтому нашу традиционную одежду трудно выделить среди других регионов. Но некоторые признаки донецкой вышивки есть - яркие цветы и крестик.
Собственные коллекции "Оберег" показывал в Париже и Мюнхене.
- В родном городе мы не имели даже комнатки, - продолжает Светлана. - Выделили ее во время войны. Первыми нашими посетителями стали военные. Мы не могли спокойно смотреть, как их здесь ненавидят, как они пьют. Кормили воинов, давали помыться. Потом приглашали и рассказывали о символах вышивки, о народной кукле.
Комментарии