- 20 лет я боролся, чтобы рассказать правду о гибели Юрия Гагарина, - заявил на днях космонавт 79-летний Алексей Леонов. - В официальном заключении написали, что самолет Гагарина сделал резкий маневр, связанный с отворотом, вошел в штопор и столкнулся с землей. Экипаж погиб. Это бессмыслица.
Юрий Гагарин погиб 27 марта 1968 года в 10.31. В то утро осуществлял тренировочный полет с инструктором, командиром полка Владимиром Серегиным на самолете МиГ- 15 Н. Это случилось через 13 мин. после того, как они поднялись в небо с аэродрома в подмосковном Щелкове. Официальную версию трагедии опубликовали на следующий день. Во время полета изменилась воздушная обстановка - без подробностей как. Поэтому экипаж сделал резкий маневр, но сорвался в штопор - неуправляемое движение по спирали. Летчики пытались вывести машину в горизонтальный полет, но не справились. Машина врезалась в землю возле села Новоселово Киржачского района Владимирской области - примерно в 65 км от аэродрома. Экипаж погиб. На следующий день утром на ветке нашли лоскуток летной куртки Гагарина с талонами на питание. А вскоре - кошелек с водительскими правами и фотографией конструктора Сергея Королева.
Правительственная комиссия, которая вела расследование, собрала 29 томов дела. Специалисты сложили до мельчайших частей корпус разбитого самолета. Это позволяло максимально точно определить все повреждения и причины аварии. Однако через полгода после начала работы из Кремля поступил приказ - "дело" о гибели Юрия Гагарина и Владимира Серегина закрыть, комиссию распустить, документы засекретить. Окончательное официальное заключение не озвучили. Из-за этого появилось много неофициальных версий аварии. В частности, что Гагарина похитила иностранная разведка, что пилоты были пьяны и не справились с управлением. Были и фантастические. Например: самолет первого космонавта столкнулся с летающей тарелкой.
Леонов говорит, что получил доступ к рассекреченным материалам этой комиссии.
- В действительности все было иначе, - утверждает Алексей Архипович. - 27 марта 1968 года во время пилотирования самолета с экипажем Серегин-Гагарин в этом же районе несанкционированно оказался другой самолет Су-15, осуществлявший полет с аэродрома "Жуковский". При этом летчик нарушил режим, спустился на высоту 450 метров - а я это знаю, потому что разговаривал со свидетелями - на форсаже (разгоне до сверхзвуковой скорости. - "ГПУ) пошел на свой эшелон и на расстоянии 10-15 метров в тучах, пройдя рядом с Гагариным, перевернул его самолет, загнал в штопор, точнее, в глубокую спираль на скорости 750 километров в час. Самолет Гагарина осуществил полтора витка и на выведении из штопора столкнулся с землей.
Причина произошедшего, по мнению Леонова, - небрежность.
- Тайны в этом нет, а есть разгильдяйство и нарушение режима полетов. Я хотел бы, чтобы и семья Гагарина знала правду о гибели.
Какой пилот вел Су-15 и виновен в катастрофе, Алексей Архипович не говорит:
- Мне дали возможность объявить о настоящей причине при условии, что я не назову имя летчика, которому сейчас за 80 лет и состояние здоровья которого тяжелое. Я дал слово.
Комментарии
53