— Взяли с мужем кредит под залог дома. Не смогли погасить ссуду, потеряли жилье. Подруга ухаживает за пожилыми итальянцами, посоветовала приехать к ней. Помогла с жильем. Поселила на месяц к знакомой, — рассказывает 38-летняя Наталия Липчук из города Снятын Ивано-Франковской области. Семь лет работает в Италии. В июне переехала в город Падерно-Дуньяно близ Милана.
— Не понимала сначала ни слова на итальянском. Постоянно слышала, как местные между собой говорят "коза". Думала, что все здесь держат коз. Еще не знала, что это переводится как "что". Тогда старшей дочери исполнилось 10 лет, младшей — 2,5. Без семьи было трудно. Звонила мужу, плакала. Пока не имела работы, есть ходила в каритасы. Это специальные пункты возле церкви, где помогают безработным, бедным. Показывала паспорт. Мне давали макароны, рис, другие продукты. Работу искала три недели. В Италии женщин-сиделок называют баданте. С 14:00 до 16:00 у них перерыв. Наши приходят в парк пообщаться. Пыталась найти с их помощью какую-то вакансию. Увидело лишь безразличие. Когда спрашивала о работе, говорили "Господи помоги" и разворачивались. Иногда осуждали, что не знаю языка, не имею опыта. -
Случайно познакомилась с итальянцем. Приехал в гости к другу, который нанял сиделку из Украины. Услышал хорошие отзывы. Наших женщин уважают за трудолюбие. Когда сказала откуда я, предложил работу. Должна была смотреть за его 84-летней мамой. Не требовал итальянского языка. Думал, что мать через несколько месяцев умрет. Но я ее выходила. Работала у них три года. Выходной у меня был только в воскресенье. Получала 800 евро. Тогда это было приблизительно 8,5 тысячи гривен. После украинской зарплаты в тысячу гривен — большие деньги. На продукты средства не тратила. Экономила, чтобы больше выслать домой. Ела то, что и хозяйка. Порции были маленькими и диетическими, потому что она болела диабетом. За год я похудела на 30 килограммов. Соседка-итальянка ежедневно приходила и помогала учить язык. Показывала на предмет, говорила как правильно произносить, писать на итальянском.
— Могла выдержать физическую работу, но очень не хватало моральной поддержки. Поэтому через три месяца позвала к себе мужа, — продолжает Наталия Липчук.
За 200 евро арендовали ему спальное место в комнате. Он курил, а сигареты в Италии по 5 евро. Чтобы экономить, собирал на улице бычки. Вытряхивал табак и закручивал в газету. Я делилась с ним обедом. Овощи ела. Мясо прятала и выносила ему в парк. Постоянную работу муж найти не смог — без документов не берут. Имел подработки — что-то красил, разгружал. Не одну ночь проплакала. Были проблемы с итальянской семьей. Они закупали продукты на себя и на нас с мужем. В конце месяца посчитали, что мы съели 50 килограммов мяса. Хотели таким образом меньшую платить зарплату. Но, когда немного знаешь язык — можно ставить условия, защищаться.
Ежемесячно высылали домой 70 килограммов игрушек и одежды. Муж ходил по церквям, где раздавали продукты и разные товары. Но много в одни руки не выдают. Поэтому мы хитрили. В Италии есть так называемые "желтые ящики". В них итальянцы собирают вещи, иногда даже с этикетками. Оставляют возле церквей. Мы выбирали из коробок то, что подходило нам и детям.
Не подозревала, что забеременела. Когда поднимала больную женщину, случился выкидыш. С кровотечением попала в больницу. Но там лишь осмотрели. Сказали — само пройдет. После того еще трижды за месяц вызывала "скорую". Чувствовала себя плохо. Поэтому впервые за полтора года поехали с мужем в Украину, лечиться, — говорит Наталия.
— Дома младшая дочка меня не узнала. Сказала — ты не моя мама. Моя – говорит в компьютере и передает посылки. Потом немного ко мне привыкла. Через три месяца опять вернулась в Италию. Муж остался дома.
Когда женщина, за которой ухаживала, умерла, нашла работу в другой семье. Моей подопечной стала пенсионерка весом 120 килограммов. Она не ходила. Должна была ее поднимать. Заработала три позвоночные грыжи. Через год у итальянки выявили болезнь Альцгеймера. Она не спала по ночам, кричала, обзывала меня. Работала без выходных, и за это доплачивали. Имела 1,2 тысячи евро в месяц — 19,2 тысячи гривен. За такую зарплату готова была терпеть.
За последние два года чуть не распалась семья. Муж начал пить. Мне это не нравилось. Высылала деньги, а они шли на выпивку. Потом поехал на заработки в Чехию. Его там обманули. Не выплатили 4 тысячи евро. Стрессы, недосыпания, недоедания повлияли на здоровье. Муж заболел раком и умер. Потратила на лечение и похороны все заработанные деньги. В июне этого года вернулась в Италию. С нуля начала искать работу. Была на десяти встречах. На первой предлагали платить 26 тысяч гривен. Но в квартире живет куча людей, четыре собаки и коты. Отказалась. С другой работы убежала на следующий день. Постелили в кухне на очень неудобной раскладушке. Утром сделала итальянке кофе, а она вылила его в умывальник. Попробовала работать уборщицей. Пошла в семью стоматологов, у них вилла на 15 комнат. Должны были платить 10 евро в час. Подсчитала, что буду иметь 1,6 тысячи гривен ежедневно. Через три дня оказалось, хозяйка планировала уменьшить зарплату вдвое. Сейчас попала в очень хорошую семью. Ухаживаю за дедом, у которого проблемы с памятью. Хозяева позволили забрать к себе старшую дочь.
Комментарии