— За месяц потеряли двух известных людей, — говорит 62-летний Василий Король, голова села Мизякивские Хутора на Виннитчине.
Несет красные гвоздики и венок на похороны 88-летнегоАлексея Гребеня. 9 апреля в селе не стало последнего ветерана Второй мировой войны.
— Недавно умер партизан Василий Гунько, а теперь и Алексей Гребинь. На 9 Мая не будет даже кому парад делать. Кто теперь детям в школе о войне расскажет?
В полдень у дома Гребеней собралась сотня людей. Большинство стоят на улице, потому что в доме нет места.
— Исакович был хороший мужчина. Всю жизнь проработал начальником, но жил скромно, даже машины не имел. Дом выстроил небольшой на три комнатки, — вспоминает сельский голова. — Жил по принципу: не дам украсть кому-то и не сам возьму.
Любовь Циба, приемная дочь Гребеня, раздает платочки и свечи.
— Люба — племянница жены покойного, — говорит Василий Иванович. — Своих детей не имел. С женой жили мирно, но она постоянно болела.
Покойника выносят на двор. В гроб положили ордена Славы и Красной Звезды. Ноги прикрыты гвоздиками. Говорят, ветеран любил эти цветы. Дарил их жене и дочке на все праздники.
Первыми прощаются родные и соседи, которые не идут на кладбище. Оно в 1 км от села. Гроб везут на грузовике.
— Он активным был все время, — добавляет Василий Иванович. — С общиной делил паи, восстанавливал детский садик. За два дня звонил моему заместителю и спрашивал, сделаем ли дорогу на улице. Он и меня поставил на должность. Как председатель совета ветеранов на одном заседании сказал, чтобы молодежь шла, предложил мою кандидатуру.
— Готовили обед на 50 человек, а пришло вдвое больше. Видишь, папочка, как тебя люди уважали, — всхлипывает 53-летняя Любовь Циба. — Он мне хоть и не родной отец был, но всегда называл Любушкой. Меня воспитал и моих троих детей, и правнука. Я осиротела еще в детстве. Мой отец был родственником тети Любы, которая стала за маму. А Алексей Исакович женился на ней сразу после фронта.
— Еще три года назад дедушка приезжал в Винницу к нам смотреть за моим 10-летним Вадиком, — говорит внучка покойного 29-летняя Оксана Лебидь. — Водил его в школу, забирал. Соседи все удивлялись, что старенький, еле ходит, а такой активный. Он с Вадиком все уроки делал. Математику так легко объяснял, что не каждый учитель так сможет. Собирал юморески. По газетам вырезал их несколько сотен. Зачитывал гостям и соседям. Его здоровье подорвала погода. Умер дед внезапно. После обеда оборвался тромб на сердце.
Алексея Исаковича хоронят на местном кладбище возле матери. Собравшихся приглашают на поминальный обед в кафе.
42 года исполнял думы и исторические песни кобзарь 81-летний Виктор Лисовол. 9 апреля его похоронили на Новом городском кладбище города Вышгород на Киевщине. Причину смерти родственники не разглашают. Его отец и старший брат не вернулись домой со Второй мировой войны. Мать Надежда научила сына петь и играть на гитаре. Как бандурист Виктор Иванович дебютировал в 1971 году в столичном Музее Тараса Шевченко. В 2007-м выпустил сборник "50 песен Виктора Лисовола". Говорят, знал наизусть полтысячи композиций.
Комментарии