"У нас на клубе есть надпись: "В единстве наша сила". Это умные слова. Я против того, чтобы уничтожать памятники Сталину или кому-то другому. Не нужно время подгонять — оно сам отпадет. Так же с Бандерой.
История рассудит. А нам эти темы власть подбрасывает, за ниточки дергает. Те кадры из Советского Союза знают, что такое разделять и властвовать", — 47-летний Иван Лабайчук из села Красносильцы под Збаражем на Тернопольщине, приглашает в дом. Его сына 21-летнего Василия третью неделю держат в милиции. Подозревают, что 28 декабря был одним из тех, кто отпиливал голову памятнику Сталину около Запорожского обкома Компартии.
— Сын когда поехал в Тернополь учиться, то к "Трезубу" пристал. Школу закончил с отличием. Было пару грамот за спорт, их во время обыска забрали. Рыбачить любил, мог целый день просидеть с удочкой. Единственное, чем выделялся среди других ребят, — аккуратностью. Не могло быть такого, что куда-то побежал и зубы не почистил. В комнате чисто, в шкафу все сложено. Одет, как говорят, на кант.
Лабайчуки живут в двухэтажном доме около центра села. Около дверей припаркована старая "восьмерка". За домом — трактор. Во дворе бегают утки и куры. В сарае держат поросенка. На учебу в технический колледж Василий ежедневно ездил из дома. В Тернополь — час автобусом. В позапрошлом году защитил диплом менеджера, работал на мебельной фабрике. Работу бросил, потому что не хватало времени для "Трезуба".
— Я к той его организации нейтрально относился, — говорит Иван Павлович. — Радовался, что он патриот, в церковь ходит. Но знал, он из-за этого ни в институт не шел учиться, ни работу не искал хорошую. Вечно в разъездах. Какие-то там пару рублей было на проезд и еду. Уже теперь мне сказали, что был главным в городе, а теперь в области.
Василий исчез из родительского дома через два дня после своего дня рождения.
— Часов 10 вечера было, он от девушки из Збаража приехал. Привез в пакете свитер, который она подарила. Ему на мобилку позвонили — сказали, чтобы подошел к клубу, колонки забрал. Он одалживает свои, чтобы ребята дискотеку крутили. Я проснулся — сына нет. Ребята около клуба рассказали, что его повезли на сером "Фольксваген Бора".
Отец написал заявление об исчезновении сына в милицию, Службу безопасности и прокуратуру. Вечером к дому приехали на обыск шесть машин милиционеров.
— Я ним говорю: "Ну вы тоже нашли Усаму бен Ладена". Молчат. Старший среди них майор был. Когда зашел на кухню, то сам матерился. Говорил, что его с этим делом уже достали.
Обыск длился 4 ч. Милиционеры забрали брошюры "Украинские сечевые стрельцы", "Спиваник украинского националиста", "Кокошинцам-360", одежду, личные вещи.
Кинолог с собакой осматривал конюшню и гараж.
— Хотели даже на крышу конюшни лезть. Но там лестница крутая, не залезешь. А тот человек говорил, что на руках его нести не будет. Когда я сказал, что здесь набросал фосфоцинка — крыс травить, то собаку вообще забрали.
Василия держат в Запорожье.
— На прошлых выходных ездил к нему. Поговорить с сыном не дали, но показали через окно. Он поднимал футболку — показал, что синяков нет. Один из ребят-"тризубовцев" передал, что сын требовал в милиции, чтобы с ним говорил украиноязычный следователь.
Старший на четыре года брат Николай живет с женой в родительском доме. Воспитывают сына 5-летнего Олега. Ему не объясняют, почему пропал дядя.
— Как на тебя дядя Василий говорил? — спрашивает малыша дед.
— Говорил "казак"!
— А может, "москаль"? Он как насмотрится телевизора, то так по-русски рубит. Говорит мне: "Дедушка, куда ты идешь?".
— Дядя Василий только раз говорил "москаль". А потом снова "казак", — отвечает Олег.
Иван Павлович вспоминает, что в 1980-х попал в милицию за украинскую песню.
— С другом в Збараже выпили по пиву, на улице пели "Ребята, пойдем, бороться будем..." Поймал начальник уголовного розыска. Хотел меня на 15 суток посадить. Но у меня на руках уже повестка в армию была. Занес 30 рублей штрафа.
В Запорожье Василия Лабайчука содержат в камере Железнодорожного райотдела милиции.
— У ребят нет белья, даже зубную щетку нельзя, — рассказывает адвокат Виктор Никазаков. — Кормят раз в день, а то и раз в два дня. Приносят миску постной лапши или жидкого супа. Ребята осунулись, некоторые еле держатся на ногах.
Комментарии
2