— Он иногда ходил к нам в село по хлеб или молоко сдавать, — рассказывает Юрий Билык, сельский председатель Воскодавинцев, которому подчинена Викторовка. — Говорят, когда в последний раз был, получил значительную сумму денег за пай. У него вместе с родительской 16 гектаров земли было. Вроде и выпить заходил в генделик. Спохватились, что его нет, где-то через две недели. Сестра его, Ядвига Король, позвонила, что не может его дома застать.
Юрий Андреевич ведет за свой дом, где уже убраны огороды. За ними виднеется лес.
— Викторовка там за полем. Я организовал людей из нашего села, чтобы поискали Валерия. Несколько дней под каждый куст заглядывали. Через неделю милиция к нам приехала. Сказали, что какие-то ребята из Козятина труп под кустом при дороге нашли. Там от Валерия ничего не осталось, только обглоданные лисами кости. Лишь ноги не съели, потому что в резиновые сапоги обут был.
В селе говорят, Валерий Борецкий не мог иметь семью, потому что был болен.
— Да рассказывал он как-то, что в ракетных войсках служил, а там радиация. Вот и подорвал мужское здоровье. Не знал я, чтобы у него какая-то женщина была. Он в Виннице работал на заводе. Но когда все развалили, он работу потерял и в село вернулся. Тогда там менее половины жителей осталось. Все в Воскодавинцы перебираться стали. Потому что глава козятинской райгосадминистрации Геннадий Дубинков, выходец из Воскодавинцев в 2006-м на проведение газа деньги нам дал. Это окончательно убило окружающие села. Люди поняли, что в соседние газ никогда не проведут. В Викторивке после этого шесть пенсионеров осталось. Как поумирали, Валерий стал последним жителем.
В Воскодавинцы идет пожилая сгорбленная женщина.
— Викторовка когда-то больше всех сел была, — показывает на дорогу клюкой. — Слышала, что давно дети малые на крышу залезли и аистовые яйца побили. Аисты покружили над гнездом и улетели. А потом и люди из села стали выезжать. В селе, которое покинули аисты, добра не будет.
Дорога в Викторовку грунтовая. Поля поросли сорняками. С обеих сторон улицы лежат спиленные ветви.
Пока Валерия искали, скотина две недели простояла
— Это Валерий порезал дерево, потому что оно упало и дорогу перегородило, — говорит бывший житель Викторовки 35-летний Сергей Пикула. — Зацепило провода, так у него света некоторое время не было.
Из-за заросле й виднеются запущенные дома без окон. Кое-где провалились внутрь крыши. На бугорке стоит старый дом, с целыми окнами.
— Он здесь жил, — подходит к двери Сергей. Толкает, но дверь не поддаются. — Это его сестра Ядвига закрыла. Валерий только подпирал чем-то, чтобы собаки не забежали. Вон через оконное стекло видно, что газеты какие-то читал. Постель так и не собрал, раскрытая лежит. Ой, мыши в доме бегают — пакет с маком прогрызтились и семена порозносили.
Сквозь окно видно, как в темной комнате двигаются маленькие тени. Из-за дома слышно рев скотины.
— Я думал, Ядвига ее к себе забрала, — идет по заросшей тропинке к сараю. — Пока Валерия искали, скотина две недели простояла. Как не сдохла — неизвестно. Утки и куры по двору ходили. Собака их охраняла, потому что ни одну лисы не съели.
Предлагает поехать к сестре Борецкого. Она живет в соседнем селе Корытуватая.
— Валерик трудяга был, корову держал, — плачет Ядвига Король. — Если бы он послушал меня и в Корытуватую переехал, не умер бы. Сам жил, потому что стеснительный был, не складывалось у него с девушками.
Комментарии
3