Небольшая калитка отворяется со скрипом. Лает белая с черным ухом собачка. Из дверей выглядывает хозяйка:
— Заходите, не бойтесь. Бим, чего ты гавкаешь?
Во дворе гребут куры. К порогу ведет вымощенная бетонная дорожка. Старенький дом побелен и подведен смолой, окна окрашены в голубой цвет. Под домом скамья.
В село Лозоватка Компаниевского района Кировоградской области Михаил Тимофеевич, которому сейчас 82 года, и 77-летняя Валентина Никитович Ракиты переехали семь лет назад. До этого жили в селе Червоновершка этого же района.
— Переехали, потому что уже старые, а здесь дочь Нина живет, так и мы возле нее. Но скучаю за Красновершкой, — с грустью рассказывает женщина.
На стене между двумя окнами календарь с Юлией Тимошенко и фотокарточки внуков и правнуков. На высокой кровати сидит хозяин и смотрит "Караоке на майдане".
Месяца два ходил и не целовал меня. Я уже думала гнать
— Валя, иди, сейчас скажут, кто выиграл, — поворачивает голову в сторону дверей хозяин.
— Да вот у нас интервью будут брать, — отзывается Валентина Никитовна. — Выключи ты тот телевизор.
— Так ты все рассказывай, потому что я уже ничего не помню, — говорит муж.
Валентина Никитович садится на другую кровать напротив мужа. Начинает говорить громче, чтобы и он слышал.
— В 1949 году приснился мне сон в ночь на Андрея, 13 декабря, что вышли мы за село и идем по ржаному полю вдвоем по тропинке, а вокруг нас колосья качаются. Идем по ветру. Ему чуб задувает, а я руками его зачесываю назад. Я тогда не придала значения этому видению. А через год встретилась с ним и не могла вспомнить, где я его видела. Меня направили в партшколу в Кировограде тех работницей, потому что вскоре эта школа должна была перебаз ироваться в наше село. А он там учился, — женщина на мгновение замолкает. — Выхожу как-то позвонить, а он потерял свои документы и сидит, ждет милицию, чтобы заявить. "Чего это вы не на занятиях?" — спрашиваю. Он говорит: "Жду жену с ребенком". Потом я поинтересовалась у библиотекарши Веры Ивановны, а она смеется: "Ой, и нет у него никакой жены и ребенка".
Позже, когда Валентина Никитовна принесла почту в общежитие, где жил Михаил Тимофеевич, поняла, что именно он ей приснился.
— Я ходила тогда с нашим сельским парнем Грицем. Уже мы планировали жениться, мамы наши сватались. Как-то все вместе, молод еж , пошли в кино. Когда возвращались назад, и Гриць повернул меня проводить, Миша сказал: "Тебе здесь нечего делать", — женщина делает паузу. — А я молчу, потому что мне этот уже нрави лся . Сельские ребята боялись тех, которые в партшколе учились, потому что их много было. Ну, так мы и начали ходить, а через год, в 1951-м, поженились.
Валентина Никитовна выключает телевизор.
— А то ничего не слышно, — объясняет мужу. — Свадьба у нас была бедная. Мама немного водки выгнала. Человек 40 гуляло. У меня было голубое сат инов ое платье, а у Миши рубашка такого же цвета.
Через год Михаил Тимофеевич закончил учебу и должен был отработать три года в колхозе своего родного села Шпаково Новомиргородского района Кировоградской области. Он поехал, а беременная Валентина Никитович осталась в Червоновершке.
— Через день я получала от него письма. В конце каждого он писал: "Никого не слушай. Я знаю, что все говорят, как будто я тебя бросил, но я никогда не брошу тебя с ребенком".
В селе Валентине завидовали. С рождения она не видела на правый глаз, а замуж вышла во времена, когда ребят недоставало.
— Миша как привез меня впервые к своим родителям, а мы уже расписаны были, так его мама Федоска сказала: "Что же ты привез калеку?" А он ответил: "Я не брал себе работницу, а брал женщину. И если вам она не нравится, так я ее больше не привезу". И после того никто из его семьи меня не попр екну л, — говорит Валентина Никитовна.
Женщина сознается, что никогда в жизни не красилась:
— Только душилась. Одеколоны очень любила — "Шехерезада" или "Красная Москва". Когда-то выщипала брови, и Миша меня отругал. Однажды шли мы на вечеринку, я напудрилась. Все лицо стянуло у меня, потрескалось, как земля после дождя. Дошли до р учья, да и умылась в нем. С тех пор никогда больше не экспериментировала.
Спрашиваю у Михаила Тимофеевича, чем понравилась ему Валентина Никитовна.
— А я знаю? — говорит мужчина. — Понравилася, да и все. Красива была. Вот так подрезаны волосы были, — касается рукой плеча.
— Не рассказывай, — перебивает его жена. — Косы у меня были длинными, густыми. Я заплетала две косы и выкладывала таким кокош ем , как у Юли Тимошенко, — гладит короткие волосы. — Только у нее одна коса, а у меня две были.
— Да я не помню уже, — отвечает человек. — Но скажу вам так: мне было 26 лет, а я боялся прикоснуться к ней.
Михаил Тимофеевич кладет сморщенные руки на колени.
— Месяца два ходил и не целовал меня. Я уже думала гнать, — смеется жена.
В сентябре этого года супруги отпразднуют 56-ю годовщину совместной жизни.
1925, 1 февраля — Михаил Тимофеевич Ракита родился в селе Шпаково Новомиргородского района Кировоградской области
1930, 11 июня — Валентина Никитовна родилась в селе Червоновершка Компаниевского района Кировоградской области
1940 — Михаил Тимофеевич закончил 7 классов неполной средней школы в с. Шпаково
1944, январь — пошел на войну, февраль — ранен в правое плечо, близ города Корсунь-Шевченковский Черкасской области
1947 — Валентина Никитовна закончила 6 классов средней школы
1950 — познакомились в городе Кировоград
1951, 30 сентября — женились в селе Червоновершка
1952 — Михаил Тимофеевич окончил партийную школу по специальности "агроном"
1952, 6 декабря — родился сын Михаил
1955, 19 июня — появилась на свет дочка Нина
1964, 3 сентября — родилась дочка Елена
2000 — переехали из села Червоновершка в Лозоватки Компаниевского района Кировоградской области
Комментарии