"Выехали из Донецка в сторону Волновахи в шесть утра. Блокпосты ДНР проехали около 8.00. Уже 14.00, стоим в очереди на проверку украинцами. Перед нами - полсотни машин. Длина очереди - километра 3. К вечеру надеемся быть в Мариуполе", - читаю сообщение донетчан в соцсети. В мирное время на автомобиле от Донецка до Мариуполя добирались за 2 часа. В начале августа должен из Киева ехать домой - в Донецк.
Пропуск на неконтролируемую Украиной территорию оформил зимой. Тогда они были бумажными. С июля Служба безопасности наладила выдачу электронных.
После попытки наступления боевиков под Марьинкой 3 июня остались два пути попасть в Донецк. Один - с юга, через Волноваху, второй - с севера, через Артемовск. Выбираю второй. Говорят, там очереди короче.
Из Киева по железной дороге еду до Константиновки в Донецкой области. Дальше - зона АТО, поезда не ходят. До войны автобусный билет отсюда до Донецка стоил гривен 30. Теперь бронирую место за 220. Это - самый дешевый вариант. Есть и за 700.
В 7.30 выхожу из вагона. Белый микроавтобус "Мерседес Спринтер" уже ожидает.
- Платите за проезд до Донецка, но везу вас только до контрольно-пропускного пункта Зайцево, - водитель в салоне начинает инструктаж, когда все расселись. По новым правилам, пересекать линию столкновения можно пешком или на легковой машине. - Контроль проходите пешком. Оттуда все вместе автобусом - до Майорска. Заплатите водителю по 25 гривен. В Майорске вас будет ждать такой же микроавтобус. Пропуска, надеюсь, у вас настоящие? А то, был случай, когда во всех пассажиров оказались фальшивыми.
От Константиновки до Зайцево добираемся через прифронтовой Артемовск.
При въезде в город - блокпост под сине-желтым флагом. На бетонных блоках, которые частично перегородили дорогу, и нашивках солдат - надпись "Беркут". За Артемовском проходим 2-километровую очередь легковушек. В 8.40 водитель высаживает нас на украинском контрольно-пропускном пункте "Зайцево".
- Все, дальше пешком. Держитесь вместе.
Каждый из девяти пассажиров несет по меньшей мере по две большие сумки. Везем на неподконтрольную территорию все, что там нельзя купить или стоит в полтора-три раза дороже.
- Скупаться из Донецка ездим в Артемовск или Мариуполь, - говорит седой мужчина в очереди передо мной. За спиной у него рюкзак, в руках - по чемодану. - За пенсией - тоже туда. В ДНР рассчитываются только рублями. Гривну берегут для поездок на украинскую территорию.
Очередь из пешеходов растянулась метров на 200. По обе стороны трассы - акации, кучи мусора. Жара нестерпимая, спрятаться негде. Имею 2 л воды. В стороне стоят несколько биотуалетов.
Навстречу периодически проезжают машины, которых пропустили из ДНР.
- Увижу, что фотографируешь, отберу телефон, - говорит мне мускулистый солдат. На его голове - бандана, за спиной - автомат. Посреди трассы выполняет функции регулировщика.
Со стороны ДНР, поднимая клубы пыли, едет БТР с сине-желтым флагом. Оттуда же по обочине идут человек десять с чемоданами. Среди них - молодая женщина с младенцем на руках.
За полтора часа наша группа продвигается к началу очереди. Солдат с автоматом пропускает по десять.
- Что у вас в рюкзаке? - смотрит на меня.
- Личные вещи, тряпки, - отвечаю. О лекарствах не говорю, потому что на их перевозку ввели ограничение.
- Вы здесь не стояли, идите занимайте очередь! - несколько женщин набрасываются на мужчину, который пытается протесниться перед ними.
- Мне нужно встретить ребенка, - объясняет тот. - У мамы пропуска нет. Она с той стороны сопровождает его. Не знаю, разрешат ли ей довести его сюда, поэтому хочу подойти поближе.
Трогаемся в направлении большого красного зонтика с рекламой "Черниговского" пива. Под ним стоит стол. За ноутбуками работают двое молодых солдат с нашивками пограничной службы. За их спинами начинается траншея, которая ведет в землянку.
Мой бумажный пропуск и паспорт солдат разглядывает меньше минуты. Беру рюкзак и догоняю своих. Они уже садятся в автобус, который стоит на обочине за полкилометра. В салоне водитель собирает по 25 грн. Должен отвезти к передовому блокпосту Вооруженных сил Украины "Майорск" за 18 км. Эти автобусы появились две недели тому назад. Раньше приходилось ловить машину. Но те, как правило, ехали полными.
- Кто организовал эту перевозку? - спрашиваю у водителя. - Сами по себе, или от какой-то фирмы?
- Вас везут? Не задавайте лишних вопросов.
На блокпосту в салон заходит солдат с автоматом, проводит глазами по багажу. После обзорного контроля нас высаживают на окраине населенного пункта. Справа - несколько 3-этажек. Подконтрольная Киеву территория осталась позади. В ста метрах среди нескольких микроавтобусов находим наш, который довезет до Донецка.
"Дошли до Берлина - дойдем и до Киева. Аксиома", - через четверть часа вижу надпись большими синими буквами на перегородивших трассу бетонных блоках. Над ними два флага - русский и красно-сине-черный так называемой Донецкой народной республики.
Бородатый боевик останавливает автобус, подходит к окошку водителя.
- Что там у укропов видел? - спрашивает потихоньку.
- Два тягача, - отвечает водитель и трогается дальше.
Проезжаем мимо завода стройматериалов. Несколько его корпусов частично разрушены, у стен - битое стекло и кирпич, людей не видно. Через полчаса въезжаем в Горловку - на второй блокпост ДНР. В салон заглядывает улыбающийся боевик, на вид лет под 50, невооруженный. Разглядывает лица пассажиров:
- Ну, кто сегодня будет диверсантом?
Молчим.
- Ваш паспорт, - обращается к мужчине позади меня. - И вы, девушка, тоже передайте.
Третий блокпост террористов - бывший пост Государственной патрульной службы у Ясиноватой. Здесь с автоматами стоят мужчины не старшие 20 лет. Проезжаем под разрушенным железнодорожным мостом.
- С какой стороны будем заезжать в город? - спрашиваю под Донецком.
- Давайте через "Мотель"! - предлагают сразу несколько пассажиров.
- Через "Мотель" не поеду. Там на блокпосту совсем еб…нутые. В прошлый раз у меня из автобуса двух парней вывели. Один вернулся, второй - нет. И что с ним случилось - неизвестно.
Пассажиры замолкают.
В 13.30 выхожу на своей остановке. Перед войной от Константиновки до Донецка доезжал за 1,5 часа.
На свадьбу провезли 15 бутылок шампанского
Из подконтрольной Киеву в ДНР один человек может перевезти не более 200 сигарет, 2 л вина и 1 л горячительных алкогольных напитков. Продуктов - стоимостью до 5 тыс. грн. Есть ограничение на ввоз цифровой техники.
- Знакомые, муж и жена, ехали в Донецк на машине, взяли меня с собой, - рассказывает на вокзале в Славянске 70-летняя Светлана Павловна. Просит передать для сына-инвалида в Донецк лекарства. - Там выдавали замуж дочь. С украинской территории специально везли 15 бутылок шампанского и десяток - водки. Здесь ведь намного дешевле. Перед блокпостом в очереди стояли часа 4. Жара страшная, мне плохо стало. Легла на заднее сидение, а бутылки под меня спрятали, ведь такое количество провозить нельзя. Во время осмотра солдат заглядывает: "А бабку вы где подобрали?" - смотрит на меня. - "Мне плохо, не могу встать", - отвечаю. Оставил меня в покое. Так и провезли алкоголь на свадьбу.
Комментарии
3