Сергей Белорусов, 47 лет, самый известный в нашей стране пилот воздушных шаров. Он живет в Феодосии. Как-то мне удалось полетать в его аппарате. А перед самим Новым годом Сергей появился в Киеве. Мы встретились в кафе "Украинскі страви", рядом с Бессарабским рынком.
За пивом пилот рассказал, что надеялся подписать соглашение на демонстрацию чьего-то логотипа - нужно зарабатывать деньги на полеты. Переговоры с одной пивоваренной компанией затянулись. Сергей спешил на поезд, чтобы через неделю вернуться снова.
Мы поспешно оделись, потому что до поезда оставалось уже совсем немного. Он застегнул свою темно-коричневую дубленку, завязал черный шарф, одел на седую голову черную кожную фуражку. Потом снял ее, засунул в портфель, и мы пошли на Крещатик, к метро.
Хотите, чтобы ваш шар назывался, как марка пива?
- Шар- штука дорогая, - объяснил он. - самый дешевый стоит 30 тысяч долларов. А один раз поднять его в воздух обходится долларов в 200-300.
Шар - штука дорогая. Самый дешевый стоит 30 тысяч долларов
Среди не одной сотни пилотов воздухоплавательных аппаратов Белорусов в мировом рейтинге на 27 месте. Я о нем вычитал в Интернете. Узнал, что иностранцев на соревнованиях поддерживают всевозможные современные вспомогательные средства, метеослужба. А наши пользуются старым жульверновским способом: выбросил с гондолы бумажки, посмотрел, куда их понесло, поймал ветер и набрал высоту. Белорусов - семикратный чемпион Украины, двукратный обладатель Кубка выдающихся российских аэронавтов - самых престижных соревнований в СНГ, завоевал в борьбе Кубки в Греции, Польше, участник шести чемпионатов Мира. В бывшем СССР других воздухоплавателей с такими титулами нет.
- Пилоты в Украине, - рассказал он, - или такие, как я - энтузиасты, или денежные мешки. У нас этот спорт начал развиваться только после распада Союза. Проблема в том, что шар - вещь недолговечная. Максимальный срок его службы - 400 часов. Ведь температура внутри - больше ста градусов.
Выступаете не только в Крыму?..
- В прошлом году был в Австралии, на чемпионате мира. Там выступал вместе с младшей дочерью Ксенией, которая только окончила школу. В моей семье все летают. А с болгарином Иваном Трифоновым мы перелетели гору Олимп. Высота четыре с половиной километра, - восторженно воскликнул Сергей уже в подземном переходе. - Выше я еще не поднимался. А вскоре собираемся лететь через Анды...
В чем суть соревнований - в дальности перелета?
- Да нет, - смеется он. - Есть, например, "погоня за лисой". Ведущий поднимается в воздух, участники - за ним, он выбрасывает цель - и остальные целятся в нее. Или "полет по маршруту" - когда нужно як можно точнее преодолеть путь и сбросить на цель "маркер".
Есть ли в Украине закрытые для полетов территории?
- Есть. Существуют специальные карты. Запрещено летать над военными объектами. Или там, где можно навредить другим аппаратам. Табу для пилотов воздушных шаров устанавливает Служба авиационного движения. Но все зависит от мастерства пилота и от? ветра, конечно. Никогда не угадаешь, куда подует в следующуюй минуту.
С болгарином Иваном Трифоновым перелетели гору Олимп
Погода - очень капризная дама, - улыбнулся Сергей и достал с портфеля фуражки, потому что пошел дождь со снегом. – Но самое страшное - пожар. Неумелое пользование газовым подогревателем сжигает шар, гибнут люди. Как-то в Киеве сгорел состав, на котором находилось 12 шаров. Это удар для воздухоплавательного спорта!
А где заправляете свои подогреватели?
- На автоколонках, где есть газовая заправка. По четыре баллона, легче "дачных". Вес каждого - 40 килограммов. Ставим их по углам гондолы. Одного хватает на 40 минут полета. Гондолу плетут преимущественно из ивовых прутьев. Она должна быть легкой.
Когда я с вами летал, мы ее могли вдвоем нести.
- В такие шары, как мой - с подогревом воздуха - балласт не берется. Высоту полета регулируют подогреватели. Зато для шаров, наполняющихся водородом или гелием, балласт необходим. Чтобы подняться выше, мешки с балластом выбрасывают. А снижаются, выпуская газ. Там есть для этого специальный шнурочек. Тогда шап опускается на землю.
Воздушные шары нравятся всем, - сказал я уже на эскалаторе в метро. - Видимо, у этого вида спорта есть перспективы?
- Я еще не слышал о человеке, которому бы не нравились шары. Хватает и желающих покататься, а это уже бизнес. Он развит в Европе и Северной Америке. Почему бы не попробовать это дело здесь? Вы же видели шары летом над Днепром? Это мои! - похвастался он. - В этом году впервые утвердили маршруты полетов над Киевом. Осталось определить единое место для старта.
В Украине есть 20 тепловых шаров
В Украине есть 20 тепловых аэростатов, поднимающихся с помощью нагретого газовой горелкой воздуха. У 12 из них есть сертификаты годности. Только у 17 пилотов есть лицензии. Еще шесть прошли курс учебы.
Комментарии