четверг, 08 мая 2014 00:15

"Убил бабку, потому что увидела, как из ее шкафа крадет 280 гривен"

 

— Почему в Николаевской колонии много читают? Потому что там сидят молодые люди. Как правило, сюда переводят из детской воспитательной колонии. У таких осужденных еще не все потеряно, меняться хотят, — говорит 40-летний Мирослав Демкив, заместитель начальника пенитенциарной службы в Львовской области. Он едет на собственной иномарке в Николаевскую исправительную колонию №50 с лучшей тюремной библиотекой в области.

Приближаемся к металлическим воротам тюрьмы. Возле них стоит старая согнутая женщина с палкой. Меряет нас взглядом с головы до ног. Рядом топчутся еще две женщины. Более высокая достает из сумки из кожзама мобильный телефон.

— Еще 10 минут, — смотрит на часы.

— Передачи привезли сыновьям. Ждут 11.00, раньше свидания запрещены, — из проходной выходит 40-летний Олег Сердюк, заместитель начальника колонии.

— Сдавайте документы, отключайте телефоны. Мобильные в заведении запрещены даже среди администрации, — Сердюк бряцает вязкой ключей. Через решетчатые заборы ведет во внутренний двор. С правой стороны — невысокая белая церковь с вычеканенными на фасаде образами.

— Церковь Святого Юрия построена руками осудженных, они же ее и разрисовали. Еженедельно службу правят. На территории имеем комнаты молитвы для протестантов.

По ободранным ступеням поднимаемся на второй этаж длинного кирпичного здания. Здесь расположено училище. Лампы на потолке светят через одну. На крашенных розовых стенах висят портреты Григория Сковороды, Тараса Шевченко, Михаила Ломоносова.

Олег Сердюк открывает двери библиотеки. Вдоль стен комнаты стоят стеллажи, заполненные книжками. Возле одного с табличкой "учебная литература" склонился библиотекарь, 29-летний Андрей Головко. Вытягивает из коробки учебники по химии для 11-го класса и складывает их на полку.

— Насчитал 5190 книжек, — не отрывает глаза от полки. — За такую работу не платят. Но здесь не сильно измучиваюсь, за порядком слежу, веду формуляры. За день приходят пять-шесть читателей. Есть такие, которые читать и писать не умеют.

Андрей держит руки за спиной. Он закончил Политехнический институт в Тернополе. Был предпринимателем, занимался мелкой торговлей.

— За всю жизнь столько не прочитал, как за два с половиной года здесь. Начал с "Двенадцати стульев" Ильфа и Петрова. Подсел на русскую литературу. Быстрее всего прочитал "Анну Каренину" Толстого.

Наказание Андрей отбывает из-за ДТП.

— Я был за рулем. Выпал первый снег, скользко. Выехал на встречную полосу, врезался в машину с тремя пассажирами. Никто не погиб, но были тяжелые телесные повреждения. Пострадавшим выплатил 26 тысяч евро. Они претензий не имели. А на суде дали пять с половиной лет.

Дома Андрея ждет 29-летняя жена Наталья, работает в магазине.

В комнату заходят 26-летний Сергей Скуртул и Роман Свидрах, 23 года. За ними стоит надзиратель. Библиотекарь кладет на широкий стол две книжки "Живые и мертвые" Константина Симонова и "Красное и черное" Стендаля.

— Пару страниц осталось дочитать, — Сергей садится на деревянную скамью и поглядывает исподлобья. — Девочки, вы тоже почитать зашли? Не бойтесь, я не страшный, хотя и осужден за убийство. Восемь лет сижу, за это время много перечитал. Беру исторические романы и повести, люблю историю, — медленно произносит каждое слово. — "Война и мир" — это очень толстая книжка. Нужно было за нее с начала срока браться. Вероятно, уже и не осилю. Хотя читаю быстро, за день до сотни страниц. В 22.30 отбой, до тех пор читай, сколько влезет, если есть свободное время, — гладит себя по свежевыбритому подбородку. От Сергея пахнет дешевыми духами и сигаретами.

— Без чтения совсем бы здесь деградировал. На свободе мало людей в книжки смотрят — нет времени. Здесь есть время подумать, переосмыслить. Раньше во мне было много агрессии, здесь стал сдержаннее. Как выйду, найду какую-то работу. В тюрьме получил специальность "портной-закройщик". Когда-то хотел милиционером стать. Теперь уже нет, — смеется, вместо верхних зубов четыре желтых металлических коронки. — Мечтаю в Париж съездить. Читал о нем у Виктора Гюго в "Соборе Парижской Богоматери".

В другом углу стола громко кашляет Роман Свидрах. Быстро перелистывает страницы потрепанной книжки "Красное и черное", зевает.

— Думал, психологии много, а здесь одна любовь и война. Не люблю такое. В любовь не верю, потому что за нее сижу. Это такая печальная вещь, что лучше о ней не говорить, — у мужчины начинают краснеть щеки. — Я из Старосамборского района. Очень полюбил односельчанку. Домой ее провожал, на руках носил. Тогда ее мать подговорила, чтобы заявление в милицию на меня об изнасиловании накатала. Денег хотела.

Я, как Фрейд, перестал верить в любовь. В тюрьме тебя любит только мама. Нашел себе другую девушку, пока суд шел. Выйду, буду с ней. Но не потому, что люблю, а потому, что необходимость такая есть. Семью нужно создать.

В 12.00 мужчины встают с лавочки. За ними приходит конвоир с кожаной кобурой на поясе.

— Готовьтесь на обед! — громко приказывает.

По коридору расходится запах тушеной капусты. Заходим в комнату с надписью "мастерская". В классе резьбы по дереву шесть мужчин в тетрадях в клеточку пишут контрольную работу.

Преподаватель 54-летний Ярослав Гирнык раскладывает учебники на парты.

— Здесь собрался наш цвет, — нахваливает.

— В прошлом году выпустили такого, что ни читать, ни писать не умел. Сам из Закарпатской области, за кражу сидел. За пять лет здесь человеком стал. Попросил букварь, выучил буквы. Читал сначала элементарное, а потом серьезные книжки. У него аж взгляд посветлел.

А еще у нас сидел директор школы, в прошлом году вышел. За какие-то земельные махинации отбывал. Вот уже интеллектуал. Всю нашу библиотеку перечитал. Книжки ему из дома привозили. Порой садились с ним поговорить, казалось, что с профессором говоришь. В шахматы играл блестяще, — садится в учительское кресло Гирнык. Из ящика стола достает папку, развязывает ее. На одном из листов записаны две фамилии.

— Вот еще двое умников: Горитей и Богдан. Умудрились в тюрьме закончить институты. Богдан вытынанки уникальные резал, сборник с ними издал. Закончил институт нейролингвистического программирования. Сидел за убийство бабки. Убил, потому что увидела, как он из ее шкафа крадет 280 гривен. А Горитей финансово-экономический техникум закончил. Также за убийство сидел, по-пьяни где-то людей порезал. Недавно услышал, что опять сидит. Под хмельком въехал у людей, сбил трех на смерть. И не глупая голова была, а все в глупые истории попадает.

Зарплату тратят на чай и сигареты

Николаевская исправительная колония №50 расположена в селе Заклад Львовской области в 2 км от райцентра. В селе живет 300 людей. Здесь действует психиатрическая больница.

В колонию попадают мужчины, осужденные впервые. Сейчас отбывают наказание 430 человек.

Библиотека — лучшая в области и одна из лучших в Украине. Большинство книжек — произведения российских классиков. Пополняют ее местные библиотеки, религиозные организации. Больше всего помогают литературой протестанты.

Также в заведении работает школа и профессионально-техническое училище. Осужденные получают профессию сварщика, слесаря, столяра, электрика, кузнеца. Изготовляют деревянные поддоны, скамьи, режут доски. Действует производство стройматериалов и кузница. Зарплату тратят на чай, кофе, сигареты.

За месяц в колонии изготовляют товаров на 60 тыс. грн.

Сейчас вы читаете новость «"Убил бабку, потому что увидела, как из ее шкафа крадет 280 гривен"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть