Семья Максимовых три года тому назад переехала из России в село Семаки Жмеринского района Виннитчины. До тех пор жили в Орске Оренбургской области. За несколько сотен метров от их бывшего дома расположен Тоцкий ядерный полигон, наибольший в бывшем Советском Союзе.
— В Орске дочки по очереди бросили стационарное обучение в школе и перешли на домашнее, — Валентина Тимофеевна, 43 года, проводит в маленький побеленный дом. — У 20-летней Анечки эпилепсия и опухоль мозга была, ей лазером удаляли. 18-летняя Валя щитовидкой болеет. А у 16-летней Наташи из печенки хлопья идут.
Хозяйка хромает, ведет по тропинке, ведущей к дому. С обеих сторон аккуратно окучены кустики картофеля и грядки с луком. Овощи для посадки дали соседи.
— Уже ровно три года, как мы здесь живем. Ни паспорта, ни документа никакого не имеем, — женщина останавливается, чтобы отдышаться. — Я сама отсюда родом. Этот дом сестра Лида дала нам пожить.
У окна с газетой "Криминал" сидит на кровати Анна. Стены в доме неровные, побеленные.
— Я в Орском народном суде секретарем работала, вот они криминал и научились читать, — мать садится напротив. — Я сначала контролером-шлифовщиком была, когда меня в Россию направили. Там с на 16 лет старшим мужчиной Володей познакомилась. Когда болеть начала, перевели диспетчером. А как все предприятия пораспадались, в суд пошла.
Анна закрывается руками от фотоаппарата.
— У меня от вспышки голова потом очень болит, — объясняет. Соглашается фотографироваться без вспышки. Девушки разговаривают на русском. По-украински умеют писать, но говорят с акцентом, потому стесняются.
Заходят Наташа и Валя. Последняя обута в старые кроссовки, доставшиеся от матери. За сестрами забегают три маленькие собачки.
— Это память о нашем папе, — берет самого маленького щенка на руки Анна. — Он радиаторы на машине делал. А у того парня денег не было. Вот он ему суку подарил. А потом уже и кобелька дал. Мы их Бимом и Чапой назвали. А этому имени не даем, потому что на него уже есть заказ. Они не простые собаки, а тойтерьеры.
Соку из берез наточила и квасу наделала
Валентина Тимофеевна втирает слезы кулаками.
— Володя год назад умер, — вытирает мокрые руки о юбку. — У меня ночью кровь из носа пошла, и я захлебнулась. Четыре дня в коме пролежала в больнице . На свой день рождения очнулась, а Володя уже умер. Он долго болел сердцем, полигон сказался.
Возле Анны усаживается сестра Валя, берет на руки щенка.
— Зато теперь меньше болеем, — играется с Чапой девочка. — У Ани последний припадок в том году был. А в России чуть не каждый месяц. У меня еще позвоночник болит. На процедуры должна в Жмеринку ездить. Мы к большому городу привыкли, но все равно в Россию не вернемся.
Анну и Валентину директор Браиловского лицея согласилась взять без документов. Наталия заканчивает 9-й класс Семаковской школы.
— Наташа выпускница в этом году, а на выпуск может не пойти, — прикрывает дыру на халате мать. — Нужно же деньги сдать.
Наташа говорит, что Валя с Анной станут поварами.
— Мне сказали, что я поваром работать не смогу, — отрывает взгляд от газеты старшая сестра. — В милиции работать хотела бы, но с таким диагнозом не возьмут. Пойду газеты продавать.
Женщина гладит дочек по голове.
— За счет кваса живем, — говорит. — Я его на трассу выношу и продаю. Весной сока из берез наточила и квасу наделала. Еще несколько бутылей осталось. Вместо мяса рыбу им готовлю. Сама научилась на пруду ловить.
На украинские паспорта семье нужно 1 тыс. грн.
1964, 10 декабря — Валентина Козюра родилась в с. Приборовка Томашпольского
р-на Виннитчины
1984 — переехала в ОрскаОренбургской обл. России; познакомилась с Владимиром
Максимовым
1988, 19 января — родилась Анна; болеет эпилепсией
1989, 8 августа — появилась на свет Валентина; имеет больную щитовидную железу
1991, 12 июля — родилась Наташа; у нее болезнь печени
2005, 24 мая — переехали в с. Семаки Жмеринского р-на Виннитчины к родственнице
Лидии Гуцелюк
2007, 9 декабря — умер Владимир Максимов
Комментарии