Супруги Зелинские вместе уже 58 лет. 82-летний Орест Васильевич и 80-летняя Христина Степановна живут на тихой улице недалеко от центра Львова. В их трехкомнатной "сталинке" все в украинском стиле.
На столах и под образами — рушники, в шкафу — книги о казачестве, о борьбе ОУН-УПА и "Кобзарь". На стене — картины украинских художников Романа и Маргит Сельских. Рядом — большое черно-белое фото седого мужчины средних лет.
— Это наш сын Зиновий, — объясняет пани Христина. — Он умер семь лет назад от рака крови, очень неожиданно. А через год у меня случился инфаркт.
— С нами во Львове живут дочь Леся, ей 52, и внучка Иванка. Остальные родственники — в Новой Зеландии, — рассказывает пан Орест, седой, в голубой сорочке и темных брюках.
Поздоровавшись, сразу же садится за стол. Жена — рядом.
— Это он говорит о внуках и бывшей жене Зиновия — Галине, — объясняет. — У Гали еще есть две сестрички — близняшка Ирина и младшая сестра Мелания. Все они — профессиональные музыканты. А Зиновий вообще был скрипачом от Бога! Но жизнь с Галей у Зени не сложилась.
11 лет назад Галина, ее второй муж Карл и сестра Ира — все поехали с симфоническим оркестром на гастроли в Австралию, — продолжает. — Там их увидел новозеландский импресарио и предложил контракт на год. Ира и Мелания перетянули в Зеландию своих мужей, а Галя — детей, Христю и Ореста. Христя сейчас тоже уже замужем — за украинцем Сашей. У нее сын Данилка, наш правнук.
Внуку Орчику 22 года, стал большущим. Я с ним постоянно ругаюсь по телефону, — сердится пани Христина. — Они там в колледжах на английском говорят, а дома по-русски. Он мне звонит и "Ну...э.." — не может двух слов по-украински связать. Как тот москаль! Позор.
Как это по-вашему, по-советскому... Шкатулка!
— А в октябре, — меняет тему пан Орест, — бандиты ворвались к нам, побили.
— Представились службой газа, я и открыла.
— Я такого раньше не видел, чтобы вот эти черные чулки на голову натягивали, — нервно подхватывает хозяин.
— Он как раз телевизор включил на полную громкость, потому что плохо слышит. Руки и рот мне скотчем заклеили, начали душить. Бросили на пол — и в комнату.
— Подбежали ко мне и на кровать бросили, — отзывается хозяин. — Один начал давить на поджелудочную кулаками, а второй взял нож и надрезал мне вот здесь, — показывает широкий шрам на большом пальце левой руки. — Кричал, если не отдам деньги — руку отрежет. Я ему сказал, что у нас в доме 300 гривен, а еще 300 — в кассетке. Он взял да и отрезал мне ножом кончик пальца.
— Вы знаете, Дарця, что такое кассетка? Ну, такое, где чеки складывают, квитанции, паспорта. Как это по-вашему, по-советскому... Шкатулка! Они не взяли ни копейки! — сплеснул руками. — Сорвали со стены репродукцию картины "Въезд Богдана Хмельницкого в Киев" и образ Матери Божьей да и удрали.
В комнату заходит брюнетка лет 25.
— Это Иванка, внучка, — представляет пани Христина.
— Милиция поснимала отпечатки пальцев, дело завели. Но, конечно, никого не нашли, — говорит Иванка.
— Он потом болел ужасно, — с сочувствием смотрит на мужа пани Христина. — Как-то я едва успела принести ведро... Он побледнел, его рвало дальше, чем видно. Дважды по полведра крови.
— Приехала скорая помощь, — вспоминает пан Орест, — но я уже идти не мог. Оказалось, у меня трещина на пищеводе.
— Зато Иванка растет, — гладит мужа по руке пани Христина. — Работает менеджером, хорошо знает французский.
— Замуж не собирается? — спрашиваю.
— Это очень серьезно, она еще молода! — говорит бабушка сурово.
Иванка улыбается.
1923 — во Львове родился Орест Зелинский
1925 — в селе Кизлив Буского района на Львовщине родилась пани Христина
1948 — она окончила фармацевтический факультет мединститута, пан Орест — Львовский торгово-экономический институт
март 1948 — поженились
декабрь 1948 — родился сын Зиновий
1954 — появилась на свет дочь Леся
1978 — во Львове родилась Христина, дочь Зиновия
1982 — появилась на свет внучка Иванка, дочь Леси
1984 — в Киеве родился внук Орест, сын Зиновия
1999 — умер Зиновий
октябрь 2005 — Зелинских ограбили
Комментарии